От солянки – к отраслевой модели

Фото: Владимир Анин

В последние недели Пермь будоражат слухи о якобы скором выселении и даже закрытии ряда колледжей. Среди «жертв», в частности, называют строительный и музыкальный колледжи, а также краевой колледж «Оникс».

Попробуем разобраться в ситуации, отделить факты от слухов.

   
   

Время собирать камни

Напомним, учредителем всех учебных заведений начального и среднего образования в Прикамье является Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края. Следовательно, ведомство несёт полную ответственность за эту сферу. Стоит признать, сегодня в этой сфере назрела реформа.

Во многих ссузах дублируются направления подготовки, при этом они ежегодно испытывают трудности с набором студентов, часто не выполняя его. Ни для кого не секрет, сегодня в НПО и СПО не хватает квалифицированных преподавателей. Поэтому нередко педагоги занимаются совместительством, преподают сразу в нескольких местах. Общее число колледжей и училищ в крае - 79. И, как ни старайся, но бюджетного пирога всегда будет не хватать, чтобы во всех учреждениях обеспечить достойную материальную базу.  

Всё это, мягко говоря, не способствует качественной подготовке студентов.

- К примеру, из 28 учреждений СПО и НПО города Перми в девяти готовят поваров-кондитеров. Поэтому невозможно их все обеспечить современным оборудованием для обучения наших студентов. А значит, мы не удовлетворяем запросы работодателей на качество выпускаемых работников, - отмечает Елена Костина, руководитель краевого Агентства по управлению госучреждениями. - Если учесть, что сегодня почти в каждом учебном заведении собрана настоящая солянка профессий, то работодатель в принципе не знает, куда пойти за нужным ему специалистом. А ведь именно будущий работодатель может стать инвестором развития конкретного учреждения, как это было раньше. И всё это касается практически всех направлений обучения, всех учреждений. Именно поэтому в нашем Агентстве сейчас ведётся работа по объединению учебных заведений по отраслевому принципу.

Итак, в чём суть отраслевой модели СПО и НПО? На самом деле, идея проста: в каждом учебном учреждении вести подготовку студентов определённой отрасли. Предполагается объединить учебные заведения по отраслевому принципу. К примеру, в одном базовом (отраслевом) колледже собрать всех студентов - будущих педагогов. В другом – готовить поваров. В третьем - обучать художников. В четвёртом – слесарей. И так далее.

   
   

Это позволит «не размазывать» бюджетные деньги (между прочим, наши с вами налоги) тонким слоем, а максимально сосредоточить их на развитии отраслевых колледжей. Такой подход даст возможность каждое базовое учреждение оснастить самым современным оборудованием, необходимым для обучения профессии, собрать там лучших преподавателей и мастеров производственного обучения. И, что важно, сконцентрировать в них талантливых студентов.

Как следствие, работодатели будут получать более квалифицированных и необходимых им специалистов из училищ, техникумов и колледжей. И это тоже можно привести в качестве плюса отраслевой организации. При этом работодатель будет чётко понимать, где искать нужных ему специалистов, куда направлять их на обучение, с каким учебным заведением развивать сотрудничество.

Демократия, а не диктат

- Я согласен, что учебные заведения должны специализироваться на определённых специальностях, отраслевых направлениях. Но хотелось, чтобы их создание шло максимально открыто, широко обсуждалось и не ущемляло права студентов и педагогов, - поделился своим мнением с «АиФ-Прикамье» один из преподавателей «Оникса».  

Сейчас прорабатывается вопрос, какие учреждения сделать базовыми для тех или иных специальностей. К обсуждению обязательно привлекут профессиональное сообщество и все заинтересованные стороны, в том числе преподавателей, студентов и их родителей, работодателей.

Так, отраслевой колледж для подготовки студентов художественных специальностей предлагается создать на базе пермского художественного училища (располагается на Ленина,7). И на этой неделе планируется организовать здесь экскурсию для учащихся и преподавателей из колледжа «Оникс». После чего они смогут высказать своё мнение: хотят они туда перевестись или нет? О выселении, как видим, речь не идёт.

Очевидно, что переход к новой отраслевой модели – дело не одного дня. И в переходный период важно не допустить ущемления прав нашей молодёжи на образование. Поэтому все нынешние студенты, например, того же «Оникса» или строительного колледжа, смогут выбирать. Либо продолжить обучение в том учреждении, куда поступали. Либо перевестись в отраслевой колледж, когда он будет создан. Аналогичная ситуация и с педагогами.

- Изменения ни в коем случае не будут носить насильственный характер и не могут произойти враз, в один момент. Наша принципиальная позиция: у каждого студента и педагога должен быть выбор. Все студенты продолжат учиться в своих учебных заведениях. Педагоги продолжат обучать своих студентов. По мере того, как в ходе обсуждений с профессиональной общественностью и анализа будут формироваться головные отраслевые учебные заведения СПО и НПО, учащиеся и педагоги смогут в них переводиться, если они того пожелают, - подчёркивает Елена Костина.

Как уверяют в краевом Агентстве по управлению госучреждениями, массовых увольнений ни в коем случае не будет: преподаватели вместе со студентами перейдут в отраслевые колледжи (или останутся в них). Ведь общее количество студентов не уменьшится, а значит и преподавателей для них нужно будет столко же.

 

Смотрите также: