1684

Как не остаться за бортом? Какие профессии нужны в будущем?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Прикамье 11/10/2016

Что там, впереди?

Общеизвестно, что юристов и экономистов сейчас переизбыток. Поддавшись общему мнению, что эти специальности сулят хорошие заработки, вчерашние выпускники школ отдавали им предпочтение. В одной пермской семье, к примеру, на юристов выучились… 4 человека. Однако ни один из них по специальности так и не стал работать. И зачем в таком случае нужно было тратить время и деньги?

«Действительно, в 2000-х начался бум обучения на юристов, – подтверждает Ольга Ганина, ст. преподаватель кафедры социологии и политологии ПНИПУ. – Поэтому сейчас им весьма затруднительно трудоустроиться. Для общества это крайне не­эффективно с экономической и социальной точек зрения. Считаю, что сегодня как никогда важна профориентация. Работай она в полную силу, абитуриенты не определялись бы с выбором профессии буквально на пороге приёмной комиссии. Зачастую родители рекомендуют своему ребёнку поступать на более денежную специальность, игнорируя его способности и желания. И чаще всего делают ошибки, руководствуясь запросами сегодняшнего рынка труда и забывая, что их ребёнок будет трудоустраиваться в совершенно другой ситуации. Вообще сейчас учебные заведения должны готовить специалистов не к сегодняшнему рынку труда и даже не к завтрашнему, а уже к послезавтрашнему. Чтобы не получилось, как в 90-е годы, когда образовательные программы не справились с подготовкой специалистов. Поэтому такими востребованными были курсы повышения квалификации, личной эффективности, переподготовки. Сейчас каждому выпускнику мы даём знания, умения, навыки – своеобразные 3 кита. Те, кто поступают учиться, должны попытаться спрогнозировать ситуацию, задать себе вопрос: «Что там, впереди?» Во время кризиса 90-х все ринулись в экономисты. В результате многие из них, как сейчас юристы, не смогли найти работу».

К сожалению, профориентационную работу родители чаще всего игнорируют или недооценивают. А ведь она существенно расширяет возможности ребёнка.

Кто правит бал?

Одна из тенденций в мире профессий – формирование межпрофессиональных, меж­организационных, межрегиональных, межкультурных связей. Изменяются и требования к работникам: они должны владеть надпрофессиональными навыками. Сегодня недостаточно просто знать компьютерные технологии – нужны навыки программирования, взаимодействия с искус­ственным интеллектом, ведь IT-технологии внедряются во все сферы труда. К надпрофессиональным навыкам относится и умение работать с коллективами, группами людей, командами, с отдель­ным человеком.

«На первый план выходит так называемый социальный интеллект, – продолжает Ольга Ганина. – Сегодня требуются системное мышление, экологическое мышление. Речь идёт о том, чтобы человек осознавал себя частью большой системы, руководствовался принципом «Не навреди».

Специалист, владеющий комплексом таких надпрофессиональных навыков, станет самым востребованным на рынке труда. Эти навыки формируются только в процессе получения высшего профессионального образования. Самому их сформировать невозможно. Иногда ребята говорят: «Да мне нужен только диплом, а знания, навыки потом придут!» Может, это когда-нибудь и прокатывало, но только не сейчас, в XXI веке. Сейчас правит бал не тот, кто адаптируется к определённым условиям, а тот, кто способен менять ситуацию под себя. В этом радикальное отличие от века двадцатого.

Ещё одна тенденция – переход к проектности вследствие глобализации. К выбору профессии тоже нужно подходить как к проекту, а не как к функции, выбранной на всю жизнь. Скорее всего, придётся в течение жизни работать не на одном месте, а в разных организациях, решать разные задачи. То есть профессиональное поле будет меняться, и работники вместе с ним. Если не получится адаптироваться в этой постоянно изменяющейся системе, подстраивать её под себя, то не получится и реализоваться как работнику.

Палитра профессий, конечно, огромна и будет расширяться. Как не ошибиться, чтобы и дело было по душе, и доход приносило, и было востребовано? Нужно идти от общего к частному, советует Ольга Ганина.

«Если не уверены, кем хотите быть, выберите что-то более широкое. Допустим, тот же социолог может работать маркетологом, кадровым работником, чиновником, может уйти в науку, бизнес-структуры, проводить коммерческие исследования, – считает она. – Но я ещё раз призываю: чтобы не ошибиться в выборе профессии, не отвергайте профориентацию».

Выводы времени

Развитие новейших технологий позволит создать десятки новых специальностей. В этом списке – специалисты по созданию искусственных органов, наномедики, консультанты для престарелых. Человеческая память скоро станет похожа на компьютерный ресурс – её можно будет увеличивать, стирать или переносить часть воспоминаний на различные носители. Поэтому потребуются хирурги по увеличению памяти. Они будут помогать тем, у кого она перегружена, и это мешает им усваивать новую информацию.

Освоение космоса принесёт колоссальный доход и создаст массу рабочих мест – нужны будут космические пилоты, архитекторы и гиды. Появится профессия «работник вертикальной фермы»: сельское хозяйство через несколько лет переберётся в… небоскрёбы. Это позволит справиться с проблемой нехватки продовольствия и существенно разгрузит основные дорожные магистрали.

Конечно, время этих профессий ещё не пришло, но к вызовам времени нужно готовиться уже сегодня. Возникает, правда, вопрос: готовы ли учебные заведения уже сейчас обеспечить экономику будущего необходимыми кадрами? Однозначно ответить непросто. Специальности, которым будут учить студентов, определяют федеральные органы власти. Лишь в исключительных случаях региональные вузы могут внести свои предложения. Вопрос, будут ли они приняты? Не потому ли работодатели, которых не ус­траивает подготовка выпускников, по-прежнему предъявляют учебным заведениям претензии по отсутствию гибкости?

Комментарии

Анна Котова, менеджер факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь:

«Вузы реагируют на изменения рынка труда открывая новые специальности. Они собирают данные, взаимодействуют с работодателями, прогнозируют тенденции. Это позволяет отвечать на требования работодателей, предоставлять конкурентные преимущества выпускникам. Мы, к примеру, ввели такое понятие, как майнор. Это блок специальных дисциплин в какой-либо области, отличной от основной образовательной программы студента. Таким образом, наши студенты получают специальные знания в двух направлениях. Обучаясь, например, по программе «Программная инженерия», они могут выбрать майнор по финансам. На выходе мы имеем человека, который умеет программировать и разбирается в финансах. Вообще сегодня перед школьниками стоит задача не выбора конкретной профессии, а выбора направления деятельности, которой ему интересно заниматься, а также правильного выбора университета, в котором он сможет получать дополнительные знания и навыки».

Елана Таращук, руководитель пресс-службы HeadHunter по УФО и СФО:

«Основная часть новых перспективных профессий на рынке труда сейчас появляется в IT-сфере – это общемировой тренд. Многообещающей отраслью являются биотехнологии. В ближайшее время ожидается бум в развитии экологической сферы. Хотя профессия эколога достаточно «старая», интерес к ней будет связан с необходимостью решать проблему вредных выбросов, утилизации и переработки отходов, восстановления биосистем, изменения образа жизни, направленного на защиту окружающей среды. По-прежнему будет расти спрос на качественных инженеров различных специализаций, особенно в производственной сфере. Новый этап в развитии рынка труда ждёт строительную и архитектурную сферы. В первую очередь это связано с новым трендом – градостроительством».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах