Пермь, 6 ноября - АиФ-Прикамье. Состояние более 600 мегаполисов планеты с численностью населения более 750 тысяч человек проанализировали специалисты Организации Объединенных Наций. Плодом их трудов стал опубликованный на днях доклад «Города мира в 2012/2013», который составляется раз в несколько лет в рамках программы «ООН-Хабитат». Международные эксперты составили рейтинг наиболее стремительно исчезающих, а также – «чемпионов» по быстроте развития и прибытка населения, городов. Пермь попала в десятку мировых лидеров по темпам «вымирания», из российских в эту печальную компанию угодили Нижний Новгород и Саратов. А также – четыре украинских мегаполиса: Днепропетровск, Донецк, Запорожье и Харьков.
«Культурные столицы» тоже вымирают
Соседствуют с Пермью в топ-10 городов, теряющих население, столица африканского государства Либерия - Монровия и южнокорейский Пусан. Казалось бы, нелогично смотрится в этом списке столица Венгрии - Будапешт. Однако ее пример – яркая иллюстрация того, что для роста населения в современных реалиях крупному центру мало быть «культурной столицей», жемчужиной архитектуры и меккой для туристов. Первостепенное значение играют эффективные, быстро внедряемые новые технологии, развитая промышленность и квалифицированная рабочая сила. Или, как вариант – выгодное транспортное, транзитное положение.
Не случайно, в числе десяти самых быстрорастущих городов мира семь расположены в Китае. Причем, многие из них являются морскими портами, что, по мнению ООН, также является важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе за жителей, и, конечно же – приток капитала.
Эксперты ООН называют несколько основ «успешности» современного мегаполиса. Прежде всего, «преуспевающий город способствует экономическому росту, обеспечивая занятость, и достойный уровень жизни для большинства населения». При этом разрыв в доходах между малоимущими и самыми обеспеченными горожанами должен быть минимальным. «Никакой город, – утверждают специалисты ООН, - не может утверждать, что богат, если большие слои населения живут в презренной бедности и лишениях». Другие ключевые аспекты благополучия – хорошее и доступное образование, здравоохранение, качественные дороги и современные коммуникации (интернет, мобильная связь). А также – «равенство полов, защита прав меньшинств и уязвимых групп, гарантия гражданского участия в социальной, политической и культурной сферах».
Для того чтобы город был максимально привлекателен для жизни, он должен иметь хорошие показатели по всем главным характеристикам: экономика, экология, безопасность, качество инфраструктуры и уровень жизни – как, например, столица Швеции Стокгольм или канадский Торонто. Ну а если, например, с экономическим развитием все в порядке, зато есть проблемы с экологией или водоснабжением – привлекательность территории для населения тут же ставится под большой знак вопроса.
Доклад ООН и «краснокамская проблема»
Говоря о Прикамье, в этой связи можно вспомнить о ситуации в Краснокамске. А также – об идее губернатора Виктора Басаргина присоединить этот райцентр к Перми. В свете доклада Организации Объединенных Наций тема становится особенно интересной.
Если, действительно, как и полагают ученые из ООН, численность населения столицы Западного Урала к 2025 году, по сравнению с рубежом 90-х, упадет почти на 10 процентов, то она, скорее всего, не удержит статус «миллионера». Возможно, это отрицательно скажется на экономике. Да и нынешней губернаторской администрации, наверное, вовсе нет резона войти в историю как власть, при которой Пермь окончательно превратилась в «захолустный» провинциальный центр. Казалось бы, с такой точки зрения «укрупнение» вполне логично. Тем более, что это мировая тенденция. Как говорится в исследовании ООН, «критическая масса людей, идей, инфраструктуры и ресурсов действует как магнит развития, привлекая мигрантов, частные фирмы, инвесторов... Все это увеличивает перспективы, и возможности в области трудоустройства, внедрения новшеств и знаний, которые являются главными факторами процветания». Поэтому, «города, большие и малые, все более стремятся к слиянию, создают новые пространственные конфигурации».
Но, если удвоенный промышленный и человеческий потенциал Перми и Краснокамска – благо для обеих территорий и их жителей, то как быть с «извечной» краснокамской проблемой водоснабжения? Либо она полностью должна быть снята до слияния в единый муниципалитет (если таковое вообще состоится). Или – о краевой столице, из-за отдельной «новой» ее части по всей России станут говорить: «тот самый город на Урале, где большие сложности с водопроводами». А это станет весьма ощутимым «отпугивающим» факторов для инвесторов и мигрантов.
Поэтому, региональным властям и пермской мэрии в ближайшие годы придется решать очень непростые задачи. В том числе – дать ответ на вопрос: такой ли уж важной целью для власти и пермяков является сохранение статуса города-«миллионника»? И насколько обладание этим статусом связано с благополучием и уровнем доходов большинства горожан? Может быть, намного лучше стремиться к разумному балансу качества жизни и количества населения, которое, по сути, как раз и есть – процветание?
Смотрите также:
- Пермь стала одним из лидеров рождаемости среди российских городов →
- Перми нужен Институт генплана →
- Дача-мечта в аренду →