Дежурный по природе. Эколог Яков Вайсман о мифах и реальности

Фото Максима Кимерлинга

   
   

Пермь, 13 марта - АиФ-Прикамье.

Хиросимы нет!

«АиФ-Прикамье»: - В недавно проводимых исследованиях Пермь заняла 35 место в списке самых загрязнённых городов России. Специалисты говорят о росте числа онкологических заболеваний. В Перми действительно экологический кризис? 

Я.В.: - Не нужно делать поспешных выводов! Сейчас идёт перестройка промышленных предприятий, многие уже закрылись, некоторые трансформировались. С одной стороны, с уменьшением объёмов производства происходит и спад вредоносных выбросов. Они уже несравнимы с теми, которые были в советское время. А с другой стороны, идёт внедрение новых технологий, в приоритете которых экологичность. Поэтому такого фатального мнения, что всё плохо и нас ждёт кризис, у экологов нет. У нас нет Хиросимы.

Что касается Закамска. Как там не будет онкологических заболеваний, когда три поколения проработало на вредных производствах. Могут ли быть патологии? Конечно! Это не Анапа и не Кисловодск, а центр химической промышленности. Но и там основные предприятия работают не на полную мощность. Сейчас нет свежих выбросов в больших объёмах, но тот накопленный ущерб, нанесённый окружающей среде (почве, воде), фонит и оказывает своё загрязняющее действие. По данным статистики, число заболевших не такое пугающее, как некоторые хотят изобразить. Это типично для района, где развита химическая промышленность. 

«АиФ-Прикамье»: - В Прикамье, как грибы, растут свалки. Существующие полигоны для захоронения отходов уже не отвечают современным требованиям. До сих пор у нас нет системы раздельного сбора мусора. Что же дальше?

Я.В.: - Наша кафедра охраны окружающей среды именно этим и занимается: мы проектируем полигоны для захоронения отходов, систему раздельного сбора, сортировки и переработки мусора. К сожалению, главные наши объекты находятся за пределами Пермского края. К примеру, в Екатеринбурге построена станция сортировки по нашему проекту. Мы активно работаем со странами Европы. Более того, при нашем участии разрабатывалась краевая программа по сбору, переработке, утилизации и захоронению отходов. Но она, к сожалению, получилась ущербной по объёмам финансирования. Программа теперь есть, а её реализации в том виде, в котором она должна быть, нет. Пока не будет денег и инвесторов, все проекты будут висеть в воздухе. 

   
   

«АиФ-Прикамье»: - Получается, что пока это одни разговоры? 

Я.В.: - Почему одни разговоры? С «Лукойлом» мы провели большую работу, и они внедрили наши разработки, благодаря чему выбросы и загрязнения сократились. Очистные сооружения предприятия признаны лучшими в Европе. На ПНОСЕ была сложная ситуация по части очистки воды, теперь вода соответствует нормам. Мы занимаемся разработкой системы утилизации осадков от очистки сточных вод. Кстати, объём и мощность очистных сооружений заметно выросли. Существенно улучшилась система водоснабжения города. Но не решена проблема разводящих сетей. Получается, что очищенную воду потребителям подают по старым грязным сетям. 

«АиФ-Прикамье»: - Но есть другие экологи, которые настроены не так оптимистично…

Я.В.: - Есть такие, которые называют себя экологами. Они ничего не делают, только кричат и шумят. Сколько негатива было сказано в своё время об одной крупной нефтедобывающей компании.  Да, были действительно проблемы. Но знаете, как сейчас добывают нефть? Какая высокая технологическая культура? 

В 2007 г. никто не хоронил остатки ракет. В Закамске и полигона-то для захоронения нет. На ровном месте раздули проблему. Шла разборка и утилизация ракет, причём по лучшим технологиям, которые, между прочим, американцы у нас заимствовали. Полученные продукты для утилизации сжигались на экологически чистых стендах. Когда спрашивали этих экологов, откуда у них данные об умирающих людях, которые находились в зоне возможного влияния разборки ракет, они отвечали, что это их гипотеза, они так считают.

Метод кнута и пряника

«АиФ-Прикамье»: - Судя по тому, как наши земляки проводят свой досуг на природе, оставляя после себя горы мусора,  убеждаешься, что мы экологически безответственны. Вы как считаете?

Я.В.: - Ну почему?! Мы проводили по заданию администрации пилотную работу по раздельному сбору отходов. Объяснили людям, зачем это нужно, и горожане охотно откликнулись. Сейчас ответный ход за администрацией: должны быть организованы места. Будут поставлены контейнеры для раздельного сбора пластика, стекла и бумаги - народ будет это делать. 

«АиФ-Прикамье»: - Может быть, с мусором и будут делать, а как насчёт того, чтобы убирать за своими питомцами?

Я.В.: - Всегда есть 2 подхода: воспитание чувства ответственности и наказание за нарушение. Если твоя собачка сходила не в том месте, в каком положено, - изволь убрать. В Копенгагене, к примеру, выделены специальные места для выгула животных, у нас же выгуливают на детских площадках. Конечно, воспитание пока не на должном уровне. Но ведь кроме него должна быть развита ответная инфраструктура, система законов: что можно, что нельзя, штрафы, контролирующие органы. Нужен метод кнута и пряника. Если такая политика будет в приоритете, то экологические проблемы быстро решатся. 

 

Смотрите также: