Туристы, приезжающие в Пермь, спрашивают: «А где «Хромая лошадь»?» или просят показать место падения «Боинга». Но ведь у нас немало других интересных тем. Мы спросили экспертов, как можно сделать Прикамье привлекательным местом для туризма?
Что интересно для гостей?
- Наш край - просто кладезь исторической информации. Например, мало кто знает, что пермский период был назван в честь нашего города, а не наоборот. Когда об этом узнают иностранцы, они спрашивают, где памятник исследователю Родерику Мэрчисону, который внёс этот термин, почему мы на этом не делаем деньги? Весной этого года я был в Скандинавских странах. В Швеции спросил экскурсовода: «А как вы думаете, куда Пётр дел пленных шведов после Полтавы?» Он округлил глаза и сказал: «Наверное, он всех убил». «Ничего подобного. Он их отправил в плен на 25 лет вглубь России», - сказал я ему. Немало из них попало в Чердынь. Кстати, там они построили первый каменный храм. А когда, уже после смерти Петра, срок их плена был сокращён и через 15 лет их стали отправлять домой, то собрали по нашим городам и весям всего единицы. Они не хотели уезжать. Как сказано в летописи, «переженились на русских девках». Экскурсоводы из Чердыни говорят: «В нас течёт и шведская кровь». Эта информация для шведов была просто открытием. Они теперь говорят: «Мы хотим побывать на той земле, где были наши предки». Или вот знаменитый европейский учёный Филипп Сталенберг был у нас на Вишере и пришёл к выводу, что Биармия, некая скандинавская страна, о расположении которой до сих пор спорят историки, находилась на севере Пермского края. Мало кто знает, что Петербург построен в основном на деньги Строгановых. Да он вообще был сооружён по образу и подобию Усолья. Есть старинная пословица: «Усолье-град - Петербургу брат». Хотя старший построен почти за 100 лет до Петербурга. Всё это может быть интересно для туристов, которые приезжают в Прикамье.
- Значит, эту информацию мы должны как-то продвигать?
- Прежде всего нужны серьёзные маркетинговые исследования. Главное - понять, что интересно для туристов. В одном из сельских поселений Осинского района есть праздник, который называется «Весёлый коровяк» - кидаются сушёными коровьими лепёшками. Я их спросил: «А вы уверены, что это кому-то будет интересно в Перми или за рубежом?». Они задумались. В Прибалтике тоже есть странные праздники, например, Праздник комара, когда вам выдают сачок, и нужно на протяжении 1-3 мин. наловить комаров, потом наловленное количество взвесить. Кто больше поймал, тот и победил. Конечно, дурацкий праздник, но они сумели сделать его известным на весь мир. Для продвижения информации о нашем крае нужны многоязычные телевизионные ролики, литература. Нужна комплексная программа.
- На вашей кафедре разработана некая система для муниципалитетов, где вы учитывали такие показатели, как отдалённость, наличие достопримечательностей и инфраструктуры.
- Частенько главы муниципалитетов говорят: «Что же вы нам такие маленькие баллы поставили?» - «Так у вас ничего нет», - «А мы хотим туризм развивать, а вы нам всё перекрыли». Я говорю: «Давайте будем учиться!». Мы в своё время ездили консультировать Барду. И у них Сабантуй получился на всероссийском уровне. Там есть тоже свои издержки - по размещению гостей, питанию, но во всяком случае люди задумались. А у нас так: мы сами с усами, на своём уровне пытаемся что-то придумать, вместо того чтобы посмотреть на зарубежный опыт. Возьмём, например, Музей корабля Васа в Швеции. Если разобраться, корабль-то только отплыл и тут же потонул из-за неправильной конструкции. Они его вытащили, восстановили, нагородили под него музей. Но как там всё сделано: гигантский сувенирный магазин, интерактив, целое здание построено. А мы который год мучаемся и с галереей, и с краеведческим музеем, и с музеем современного искусства. Культура не терпит каких-то отлагательств. Надо просто брать и делать.
Учиться принимать
Считается, что в России две беды - дураки и дороги. Гости, которые побывали в Пермском крае, добавляют - туалеты. Их либо вообще нет, либо с парой кабинок, к которым выстраивается длинная очередь. Экскурсоводы жалуются: по два часа уходит на то, чтобы группа из 45 человек сходила в туалет. В это время простаивает оплаченный автобус.
В Екатеринбурге есть хороший большой аэропорт. И это козырь. Зато у нас есть Кама. Теплоходные круизы - одно из главных преимуществ региона. Из Перми можно отправиться в Астрахань, Ярославль, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Москву. На территории Урала и Западной Сибири это единственный город с такими возможностями.
У нас есть горы, пещеры - мечта спелеотуристов. Правда, по сравнению со Свердловской областью горнолыжка сильно отстаёт. Несмотря на то, что там перепад высот не такой сильный, как на наших склонах, зато эти центры у них на мировом уровне. На другом крупнейшем горнолыжном курорте Пермского края, в Губахе, хромает экология: завод рядом, чего не должно быть.
В бизнес-туризме мы также проигрываем Екатеринбургу. Надрываться, чтобы догнать, нет смысла. А вот развивать минералогические маршруты для путешественников - можно. В этом пока мы тоже отстаём от соседей. Там этот вид туризма поддержало правительство: привлекли заинтересованных людей, позволяют им зарабатывать. Что мешает нам это сделать?
Наша сильная сторона - ремёсла, творчество. Её и надо развивать. У нас достаточно много санаториев, есть природные источники, грязи, минералы. Это возможность для развития оздоровительного туризма.
При таком красивейшем ландшафте, богатейшем разнотравье может развиваться сельский туризм. Любой житель средней полосы России мечтает на время пожить в срубленном доме. Только надо обучать людей, которые живут на селе, гостевым стандартам, чтобы принимать путешественников с комфортом. К примеру, глава Пермского района пытается развивать сельский туризм, у него это получается. Люди приезжают в д. Буланки, чтобы пожить в палатке на берегу пруда, подышать чистым воздухом, половить рыбу и покормить телят. Этот вид туризма может стать источником дохода местных жителей. В Польше, например, всех руководителей гостевых домов поддерживает правительство. Бесплатная реклама, налоговые послабления, одним словом - дают вначале опериться, встать на ноги.
Ещё одна точка притягательности края - Этнографический парк истории р. Чусовой Леонарда Постникова. Это пример этнографического туризма, который развивается вопреки. Его никогда особо не поддерживали.
- Скажется ли закрытие Музея политических репрессий «Пермь-36» на привлекательности нашего региона?
- Уже сказалось. Наши турфирмы отказывают в заявках, теряют деньги. Это значит, и бюджет края недополучает налоговых отчислений. Конечно, может, время сейчас не то, чтобы пестовать демократию, когда весь мир против нас. Но закрывать музей не стоит. Это же наша история, которую нельзя забывать! Да и скучающим иностранцам он неплохо «щекочет нервы». Зачем же терять столь уникальный объект? Вообще в политике края хотелось бы видеть меньше разрушений и больше созидания.
Комментарии
- Впервые внутри нашего министерства создали структурное подразделение - отдел развития туризма. Перед ним стоят очень амбициозные задачи. Прежде всего мы должны научиться себя продавать как Пермский край. Не отдельно Кунгурскую ледяную пещеру, Белогорский монастырь, сплавы по Чусовой и пермский балет, а весь Пермский край. Мы впервые будем презентовать себя на всероссийских выставках. Первый такой опыт - в сентябре, в Екатеринбурге. Выбран этот город не случайно, т. к. там очень большой турпоток, ориентированный на Урал. Наша задача теперь всё то, что сделано нашими предками и дано природой, облечь в достойную упаковку и предложить это туристам. И в этом направлении мы активно работаем с муниципальными образованиями.
Собираемся открыть в этом году краевой информационно-туристический центр. У него будет три филиала в наиболее знаковых и раскрученных пока с точки зрения туризма местах: в Кунгуре, Усольи и, конечно, Перми. Центр будет предоставлять бесплатные услуги для граждан, которые бы хотели увидеть и посетить те или иные достопримечательности Пермского края. Думаю, что предприятие будет через какое-то время самоокупаемым.
Также наша задача - использовать федеральные возможности. Нужно войти в целевую программу «Развитие туризма». Условия вхождения в неё достаточно жёсткие. Нужно взаимодействовать с частным бизнесом, потому что туризм - сфера, в которой не может работать одно государство. Мы лишь создаём условия, а бизнес должен зарабатывать, в том числе для государства и его граждан, через уплату налогов, создание рабочих мест.
- Мировая политическая ситуация сказалась и на развитии туризма в Пермском крае. К нам в регион стало приезжать значительно меньше иностранцев. Резкое падение туристов из-за границы мы наблюдали в марте, в связи с ситуацией на Украине, с Крымом. Тогда раз в шесть упал спрос. Сейчас потихоньку снова интерес просыпается. Однако путешественников отговаривают ехать в Россию, Пермь. Но тот, кто оказывался здесь, всегда в восторге. Иностранцы в шоке от красоты нашей природы. Чаще всего они едут Транссибом через Пермь. Мы показываем им город, Ледяную пещеру, «Пермь-36».
Смотрите также:
- Отпуск на Каме. Какие альтернативы загранице предлагает туристам Прикамье →
- "Нам надо изживать комплекс неполноценности" →
- За нас никто нашу жизнь не устроит →