Самострои. Как решится судьба прикамцев, живущих в неузаконенных постройках

Оставшиеся без крова ребятишки не могут понять, почему их дома сломали. © / Дмитрий Овчинников / АиФ

Но заседания затягивались. А когда все же приняли решения по их ликвидации, в бюджете не нашлось для этого денег. И вдруг в Перми произошел прецедент – в микрорайоне Кислотных дач снесли сразу 22 дома.

   
   

Тяжелая техника прибыла в сопровождении ОМОНа и судебных приставов на ул. Химиков 8 сентября около 23 ч. Дети уже спали. Но специалисты попросили разбудить их и вывести на улицу. Под негодующие крики женщин и плач детей бульдозеры стали рушить строения. Мужчины бегали от дома к дому, вынося наиболее ценное. Чтобы согреться под моросящим дождем и пронизывающим ветром, развели костер. 

Под покровом ночи

В этих домах проживала община цыган. Они поселились на Кислотных дачах 7-8 лет назад, перебравшись из п. Январского. А переехали сюда из-за того, что в таборе стали часто гибнуть молодые и здоровые люди. Один из старожилов поведал цыганам, что в Январском после войны хоронили пленных немцев. Посчитав, что именно это – причина несчастий, они решили покинуть то место. 

Земли, на которых поселились цыгане, принадлежали расположенному рядом химпредприятию. По сути, это был пустырь, заваленный отходами производства. С руководством завода переселенцы устно договорились, что приведут в порядок территорию, а за это на них официально оформят землю. Но вскоре участки передали муниципалитету. Власти через суд стали требовать освобождения территории. В 2009 г. администрация района и Михаил Фрунков, представитель табора, заключили мировое соглашение о добровольном снесении построек. Несколько раз цыганам давали отсрочку на исполнение решения. Каждый раз они надеялись, что власти помогут им узаконить свое жилье и конфликт разрешится мирным путем. 

Тем временем администрация Орджоникидзевского района, не дождавшись, пока хозяева сами разберут дома, выделила на эти цели деньги. Провели аукцион на снос домов. 20 августа заключили муниципальный контракт на выполнение работ. Приступить должны были утром 9 сентября. Но почему-то снос начали накануне ночью. 

Теперь 300 человек, 128 из которых дети, в преддверии зимы остались без крова. Ребятишки уже несколько дней не ходят в школу, потому что их учебные принадлежности погребены под обломками зданий. 

– Много раз просили администрацию продать нам или сдать в аренду земли, но каждый раз получали отказ, – говорит Борис Фрунков, барон табора. – Мы – россияне, у нас у всех есть паспорта, прописка. Почему украинским беженцам дают жилье, а наши дома снесли бульдозерами? Почему не дали время хотя бы до весны?     
   

– Мои отец и дед защищали страну от фашистских захватчиков. А что сейчас? Экскаватором снесли мой дом. Куда нам теперь идти? Снова кочевать? – возмущается Граната Петрова. 

Прокуратура – против

Понятие «самострой» не ново для Пермского края. В регионе несколько тысяч владельцев домов имеют в документах о жилье такой штамп. Речь идет о тех, кому еще в советское время предоставили под строительство участки либо дали разрешение на возведение дома. В те времена понятия «собственность» в стране не существовало. Поэтому у большинства таких застройщиков документы на жилье были оформлены неполным пакетом. Проживая в доме, построенном своими руками, эти люди практически не имеют на жилье прав. Пытаясь помочь этой категории граждан, депутаты разработали законопроект, по которому владельцы строений могли бы оформить их в собственность. Проект прошел с десяток экспертиз. В начале нынешнего года депутаты Заксобрания приняли закон «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами». Его подписал губернатор. Но уже в мае краевая прокуратура вынесла протест. Она посчитала, что закон ставит данную категорию граждан в преимущественное положение. 

Советы юриста
Как не угодить в западню? Прежде чем заключить сделку, попросите у застройщика разрешение на строительство. В документе должно быть обозначено строительство многоквартирного дома, а не индивидуальное жилое строительство (ИЖС). Если вам предлагают приобрести не квартиру, а долю в доме, то это означает, что он построен как ИЖС, а не многоквартирный. В этом случае узаконить право собственности на такое жилье не получится. Проверьте документы на земельный участок. Если застройщик их не предоставляет, сделайте запрос в кадастровую палату. Он стоит недорого и готовится в течение трех дней. Если участок не оформлен юридически, от сделки стоит отказаться.

– Эти люди до настоящего времени фактически были ущемлены в правах. Они не могли воспользоваться возможностью приватизировать свое жилье, предоставленное государством. И только с принятием этого закона можно было бы уравнять их со всеми остальными, – говорит Лилия Ширяева, депутат ЗС, один из авторов законопроекта. 

– Если этот закон отклонят, то для нескольких тысяч людей в крае это будет настоящая катастрофа. Власти распорядятся о сносе таких домов, – считает Галина Меркушева, председатель инициативной группы «Средняя Курья». – Уже сейчас есть случаи, когда постройки разрушают. Одна из жительниц пос. С. Курья уехала на лето погостить к дочери, а когда вернулась, то дом оказался раскатанным по бревнышкам.

Очередное судебное разбирательство между депутатами и краевой прокуратурой состоялось, когда номер готовился к печати. К сожалению, решение пока не принято. Следующее заседание пройдет 19 сентября. 

Не по зубам

Много лет городские власти борются с теми, кто без разрешения на строительство возводит торговые центры и офисные здания. Мэрия сама когда-то ввела практику упрощенной выдачи разрешений на строительство – без проведения конкурсных процедур на землю. А потом постфактум за ними закреплялось право на земельный участок. Упрощенку вскоре отменили как не соответствующую федеральному законодательству. Но за это время несколько десятков объектов были построены самовольно, а потом владельцы через суд восстанавливали свое право. Какое-то время Фемида смотрела на это достаточно снисходительно. По такому принципу, к примеру, построили «Сити-центр» на Екатерининской, 105-107. Предприниматель Сергей Мамонов не с первого раза в суде доказал право собственности на возведенный объект. А вот Баграту Велиадзе, который по соседству строил торговый центр, установить в суде законность строения так и не удалось. В апреле этого года суд принял решение здание снести. Но бизнесмен применил некоторую хитрость: продал недостроенную собственность десятку своих родственников и знакомых. Теперь судебные приставы безуспешно ищут их, чтобы вручить уведомление о сносе.

Еще более сложная и запутанная судебная тяжба с владельцами пристроя к историческому зданию купца Алина, в котором располагается клуб «Бегемот». Официальный владелец участка, на котором сооружен объект, – Дмитрий Денисов. Однако некоторые источники утверждают, что за ним стоит известный пермский сутенер Константин Кочкаев, осужденный в прошлом году за вовлечение несовершеннолетних в проституцию. Вопрос о сносе пристроя рассматривается в суде уже больше года. Но так и не может ничем завершиться. На последнее заседание, которое состоялось неделю назад, пригласили строительного эксперта, чтобы узнать, не пострадает ли фундамент старинного здания при сносе пристроя. Но оказалось, что специалист не готов ответить на эти вопросы, и заседание перенесли на 22 сентября. 

Итак, борьба за снесение капитальных строений оказалась городским властям не по зубам. А вот с бедным цыганским табором справились легко. Домики у них из бруса, а между стенами засыпан опил. Для жизни – дешево и тепло. И для ковша бульдозера трудности не составило все это махом снести. А может быть, не стоило так жестко, под покровом ночи? За 5 лет, наверное, можно было найти для цыган землю, на которой они на законных основаниях могли бы построить себе дома?

Фото: АиФ

Кстати

Наряду с «самостройщиками поневоле» есть дельцы, которые на незаконном возведении объектов пытаются заработать. На земле, предназначенной для индивидуального строительства, возводят многоквартирные дома. А затем квадратные метры продают по бросовой цене, но без права собственности. Люди, приобретая такое жилье, остаются и без крыши, и без денег. В Перми построили уже с десяток таких. Но решение о сносе приняли пока лишь по одному – дому № 19 в 1-м Мозырьском переулке. Поскольку жители его не хотят выполнять решение суда – сносить его собственными руками, – администрация Орджоникидзевского района взяла на себя эти обязательства. Но в этом году денег на разбор дома не нашлось. Запланировали профинансировать это мероприятие в 2015 г. Владельцам злополучных квартир советуют обратиться с иском к застройщику за возмещением средств. Но понятно, что в полном объеме деньги, вложенные в покупку квартиры, они не получат. Дешевое жилье – это как бесплатный сыр в мышеловке.

От редакции
Известно, что даже при продаже жилья, в котором зарегистрированы дети, органы опеки проверяют, не станут ли хуже условия их проживания. В случае ухудшения в сделке отказывают. В данном случае дома на ул. Химиков сносили без предоставления людям другого жилья. При этом условия проживания детей не только не улучшились, а семьи вообще остались на улице. Как же органы опеки могли дать разрешение на снос жилья, где дети были законно зарегистрированы? Если полномочия одного органа передаются другому, то это не освобождает власть от исполнения своих обязанностей.

Комментарии

Станислав Шестаков, адвокат Пермского фонда содействия ЖКХ:

– На мой взгляд, самовольные постройки должны сносить на основании вступивших в законную силу решений судов. И не важно, что это: ночной клуб, офисный центр или многоквартирный дом на землях ИЖС. Закон надо соблюдать неукоснительно. Согласитесь, любому из нас вряд ли понравится, если на вашей придомовой территории или личном садовом участке кто-нибудь решит построить себе домик. Если сегодня не пресечь подобную порочную практику, то завтра самовольщики могут что-то построить и под вашими окнами.

Но если речь идет о жилье, то надо ликвидировать такие постройки задолго до того, как туда въедут люди. Нужно создать систему выявления и пресечения подобных случаев на самой ранней стадии. Должно быть экономически невыгодно даже думать о возможности нарушения закона и постройке чего-нибудь самовольного. Например, жесточайшим образом штрафовать и удалять с рынка недобросовестных застройщиков.

Что же касается уже пострадавших людей, в том числе и жителей домов на ул. Химиков, то, безусловно, нужно задействовать все возможные механизмы помощи им.

Андрей Каменских, нач. информационно-аналитического управления администрации Перми:

– Дома по ул. Химиков снесли 9 сентября, поскольку определением Орджоникидзевского суда ответчику Михаилу Фрункову было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 4 сентября. У всех граждан, которые проживали в этих домах, есть регистрация по месту жительства. Администрация района готова оказывать помощь в рамках своих полномочий, в частности, организовывать взаимодействие со службами органов опеки по вопросу временного проживания малолетних детей. Кстати, многодетным семьям общины в установленном законом порядке предоставили более 20 земельных участков, где они могут построить дома, зарегистрировать их и проживать там на законных условиях.

Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае:

– К нам обратились жители домов по ул. Химиков, снесенных по решению суда. Они пожаловались на то, что исполнительные действия проводились ночью. 

Постройки снесли за пределами установленного законом времени (ст. 35 Закона «Об исполнительном производстве»). По информации очевидцев, в том числе зафиксированной на видео, 8 сентября вечером снесли 15 домов. По словам граждан, тяжелая техника работала с полдесятого вечера и до полвторого ночи.

Особую обеспокоенность вызывает позиция органов власти, которые, вместо оказания всесторонней поддержки семьям, высказывали угрозы отобрать детей и устроить их в социальные учреждения.

Сегодня достигнута договоренность с Терруправлением Минсоцразвития по г. Перми об оказании необходимой помощи семьям: материальной, а при необходимости – рассмотрение вопроса о предоставлении временного приюта. 

Пока же пострадавшие решают вопрос с жильем собственными силами: часть граждан разместились у земляков, несколько женщин с детьми уехали из Камского к родителям в соседний микрорайон – Чапаевский, где располагается еще один табор. Дети продолжают ходить в школу и получать медицинские услуги.

Смотрите также: