Новый виток
В Пермском крае с 2006 г. действует льготный режим по налогу – ставка была меньше общероссийской на 4%. На протяжении всего срока действия льготы вокруг нее велись ожесточенные споры. Некоторые депутаты и чиновники полагали, что из-за послаблений для предприятий бюджет недополучает серьезные деньги, тогда как эффект для экономики края неочевиден. Другие считали, что льгота – серьезный стимул для того, чтобы вести бизнес в Пермском крае, и приводили примеры компаний-инвесторов, решивших открыть производство в Прикамье.
Сегодня, во времена дефицитного бюджета, когда денег хватает только на самое необходимое, новый виток дискуссий о льготе был предопределен. В октябре в Заксобрание Пермского края поступил законопроект, согласно которому планируется постепенный отход от льготы. Сегодня действует льготная ставка налога на прибыль – 13,5%. Ее хотят поднять до 15% в 2015 г., до 16,5% в 2016 г. и, наконец, до 18% в 2017 г.
Законопроект прошел первое чтение, затем для его доработки создали специальную рабочую группу. Планировали, что группа рассмотрит все поправки и подготовит документ ко второму чтению в ноябре. Однако поправок поступило около 300, причем многие из них альтернативные. Поэтому на заседании рабочей группы, состоявшемся 10 ноября, депутаты приняли решение доработать закон к февралю: вопрос о налоговой льготе слишком важен, чтобы решать его в спешке. Тем более что правительство края предложило ввести закон в действие только с 1 января 2016 г.
Тонкая настройка
В рабочую группу по подготовке законопроекта входит и Николай Демкин. Он согласен: в сегодняшнем виде, когда льготу предоставляют всем поголовно, закон существовать не может. Надо пересмотреть механизм, а главное – идеологию предоставления льгот. При этом депутат предлагает смотреть на вопрос инвестиционной политики более широко.
– На мой взгляд, сейчас было бы правильно вернуться к прежней редакции закона о льготе по налогу на прибыль. А в течение первого квартала 2015 г. с учетом поступивших предложений и поправок разработать новый законопроект, – считает Николай Демкин.
Однако в той части, которая касается налога на имущество и транспорт, документ вполне можно подготовить в течение ноября, чтобы уже в декабре принять его сразу в двух чтениях.
Депутат отмечает: по налогу на имущество также можно и нужно предоставлять льготы. При этом механизм льготирования должен распространяться на всех, кто инвестирует в развитие бизнеса на территории Пермского края. Льготный период может быть разным и составлять в зависимости от объема инвестиций до 15 лет, но правила игры при этом должны быть понятны всем.
Также депутат предлагает краевым властям совместно с муниципалитетами разработать механизм предоставления льгот по налогу на землю для тех земельных участков, на которых строятся новые мощности существующих предприятий или возводятся новые предприятия.
Почему так важна «тонкая настройка» налоговой политики? Она напрямую связана с инвестиционной привлекательностью региона и, как следствие, с наполнением бюджета в ближайшем будущем, что особенно актуально сегодня. Вот почему Демкин, как и многие его коллеги, выступает за льготы для компаний, инвестирующих в Пермский край.
На что рассчитывать?
Самый тяжелый период в работе любого предприятия – это первые годы. До выхода на проектную мощность компания работает в убыток. Николай Демкин поясняет этот тезис на примере компании «Еврохим», которая создает в Верхнекамье промышленную площадку по добыче калийных солей, а скоро приступит и к строительству жилья для будущих сотрудников. По сути, здесь будет новый город. Компания вкладывает колоссальные средства в его создание, и при этом уже возникает множество налогов. А ведь предприятия еще нет, оно не производит продукцию, не получает дохода!
– Если мы хотим всерьез говорить об инвестиционной привлекательности региона, нам нужно бережней относиться к инвесторам, – говорит Николай Демкин. – Ведь это они строят дома, создают новые производства и рабочие места. Вчера ничего этого не было, а кто-то вложил деньги – и теперь есть. На примере нашего предприятия – ОАО «ПЗСП» – это хорошо видно. Всего за несколько лет у нас появились электростанция, производство асфальтобетона, изделий из стекла. Не было домов и квартир, в которых на условиях ведомственного найма сегодня проживают сотрудники. И это приносит доход и налоги.
Еще один пример – Чусовской металлургический завод. Владелец предприятия – Объединенная металлургическая компания (ОМК) – вкладывает в его реконструкцию 50 млрд руб. К 2017 г. здесь создадут производство 300-350 тыс. т труб малого и среднего диаметра для нефтяников и газовиков. В дальнейшем объем увеличится до 500 тыс. т в год. В планах также создание электросталеплавильного цеха на 800 тыс. т стальной заготовки в год.
И «Еврохим», и ЧМЗ – это гигантские объемы производства, тысячи новых рабочих мест. Когда предприятия выйдут на плановую мощность, их налоговые отчисления будут измеряться в сотнях миллионов, в миллиардах. Но до этого момента собственники только вкладывают средства. И я сторонник того, чтобы предоставлять таким инвесторам льготы по более широкому спектру, нежели по налогу на прибыль. По отношению к ним стоит говорить и о возможности снижения налога на имущество, на землю. В зависимости от объема инвестиций эти льготы могут предоставляться на разные сроки. Главное – инвестор должен четко знать, на что он может рассчитывать. Правила игры должны быть прозрачными, и мы должны их установить. Поскольку речь идет как о региональных, так и о местных налогах, то вопрос о механизме предоставления льгот должны проработать губернатор и правительство с обязательным участием муниципалитетов.
Если же говорить о льготе по налогу на прибыль, то правильным будет распространить ее действие и на те средства, которые компании инвестируют в развитие социальной сферы. Например, компания «ЛУКОЙЛ» направила 1,3 млрд на строительство в крае детских садов, ФОКов, стадионов, других социально значимых объектов. И получила 52 млн льготы. Это вполне справедливо.
Если вся совокупность льгот будет разработана и введена в действие – это действительно поможет сделать Пермский край инвестиционно привлекательным регионом.
Смотрите также:
- Что будет завтра? Надо искать точки опоры для экономического развития →
- Мотор для экономики. Зачем Пермскому краю индустриальные парки? →
- Чем хорош был этот год? Какие законы приняли в 2015 году →