Горы коры и опила высотой с жилой дом видны уже на подъезде к знаменитой краснокамской свалке. Небольшая дымка вьется над смесью снега и мусора. На территории короотвала видны и бытовые отходы. 22 га земли между Камой и речкой Малая Ласьва практически не огорожены. Людей не видно, лишь собаки бегают да гоняют ворон.
По словам пенсионерки Веры Кузнецовой, местной жительницы, отходы целлюлозно-бумажного производства сюда начали возить давно – с момента открытия бумагоделательного комбината в конце 30-х гг. прошлого века. В отличие от аналогичных производств в Соликамске, Красновишерске и Перми, в Краснокамске решение вопроса со свалкой отходов отдали на откуп будущим поколениям. Сейчас пришло время платить по счетам.
Жаркий прогноз
Что будет с этой свалкой в ближайшее время, зависит прежде всего от погоды. Рукотворное экологическое чудо напомнило о себе в этом году с первой оттепелью.
Прогнозы синоптиков на этот год оптимизма не внушают: гидрометцентр России обещает предстоящим летом дефицит осадков на Западном Урале. Первые лесные пожары могут возникнуть сразу после завершения паводка – в конце весны. Пик засухи ожидается в июле-августе. Уже очевидно, что экологических проблем не избежать.
Все не так страшно
Жители двух микрорайонов Рейд и Заводской (они ближе всего к короотвалу. – Авт.) к запаху гари в теплое время года привыкли. На плохой воздух ропщут лишь дети. Особенно когда ветер дует со стороны реки. Реакция местных властей очень спокойная. «Все под контролем», – говорят они.
Надзорные органы о краснокамской проблеме тоже знают. На месте бывали. Документ сделали, как полагается. «В ходе прокурорской проверки установлено, что на земельном участке, расположенном к югу от Краснокамска, на берегу Камы, у въезда в город по ул. Шоссейной, находятся отходы древесины коры и щепы (масса которых составляет около 4 млн т), образованные в результате деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Камский целлюлозно-бумажный комбинат», ликвидированного еще в 2004 г. С лета 2010 г. короотвал тлеет, что приводит к задымлению атмосферы жилой части Краснокамска. Более того, в результате горения образуются опасные химические вещества, оказывающие негативное влияние на организм человека», – свидетельствуют в Пермской межрайонной природоохранной прокуратуре.
Четыре года назад в скандальной истории разбирался Пермский краевой суд. Цитата из судебных материалов: «Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, на территории Пермского края – Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Управление указанным земельным участком со стороны данного ведомства является неэффективным, им не принимаются меры по контролю за состоянием земельного участка, его фактическим использованием, что повлекло нарушение прав жителей на благоприятную среду обитания».
В итоге обязанность по ликвидации краснокамского короотвала возложили на Территориальное управление Росимущества Пермского края.
Местная достопримечательность
Постепенно короотвал превращается в обычную городскую помойку. Уже на подходе к его территории – бытовые отходы, строительный мусор. Несанкционированная свалка разрастается. То тут, то там дымятся уже не только остатки древесины – периодически полыхает все выброшенное здесь.
Тревожный прогноз экологической ситуации дает Ольга Колоколова:
«Тлеть короотвал не перестанет, пока его не рекультивируют. Это факт. Поэтому если лето будет жарким и при этом не примут никаких кардинальных мер, город снова будет задыхаться в дыму».
Комментарии
«Учитывая количество коры (примерно 10% от объема окоренной древесины), можно определить возможность ее применения. Окорка, или очистка от коры, обязательна при целлюлозно-бумажном производстве. Количество отходов зависит не только от качества поставляемого сырья, но и качества изготовляемой продукции, техновооруженности и мощности предприятия.
В качестве топлива или для производства строительных материалов отходы короотвала вряд ли пригодны. Возможен, пожалуй, лишь вариант использовать их в виде удобрений. Учитывая курс государства на поддержку сельхозпроизводства, перспективы вполне реальные».
«На сегодня состояние короотвала удовлетворительное. Снег тает. И это солнечная сторона, поэтому в любой момент некоторые участки снова могут начать тлеть. Но мы держим ситуацию под контролем. Каждый день, утром и вечером, выезжаем с проверкой. На недавно прошедшем заседании районной комиссии по чрезвычайным ситуациям обсуждали вопрос о возможном возгорании короотвала. Если это произойдет, Юрий Крестьянников, глава района, дал указания городской и районной администрации, бросить все силы на тушение.
Есть предварительная договоренность на этот счет с ИП Фотина – у него есть спецтехника. С середины мая мы планируем снова выставить охрану, как делали это в течение последних двух лет. Мера оказалась довольно эффективной. Случайные люди уже не могут проникнуть на территорию короотвала, бросить там окурок, спровоцировав возгорание.
31 марта в краевой природоохранной прокуратуре состоялось совещание, на котором рассматривали вопрос о передаче нынешним владельцем участка, где находится короотвал, в собственность города. Однако надо понимать, что это 22 га земли, где лежат горы золы, коры, мусора. И привести все это в порядок – большая нагрузка на бюджет. Предложения по утилизации регулярно поступают от разных фирм и компаний, но дальше осмотра территории дело не идет. Мы готовы совместными усилиями искать выход, ведь жители города не должны задыхаться.
«Право на чистый воздух – конституционное право. Статья 42 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Чтобы добиться справедливости, нужно для начала зафиксировать факт правонарушения. Желательно все оформить комплексно: фото, свидетельства очевидцев. Также необходимо собрать пробы воздуха. Их предстоит сдать в лабораторию и получить заключения экспертов. Далее следует собрать доказательства вреда от экологического ЧС. Это могут быть имущественные претензии, например, от едкого дыма пострадала бытовая техника, жилье, транспортное средство. Но здесь установить причинно-следственную связь непросто. А вот вред здоровью попытаться вменить виновникам проще. Необходимо заручиться поддержкой медработников: выписки из амбулаторной карты, анализы, заключения специалистов. В данном случае речь может идти, к примеру, о ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких). Лечение такого недуга длительное и дорогостоящее, с частичной утратой трудоспособности. Важно строго документировать все расходы, потраченные на восстановление здоровья. Третий этап – претензии в адрес виновных в экологическом бедствии. Изначально рекомендую обратиться в природоохранную прокуратуру с требованием устранить правонарушение. И параллельно направить исковое заявление в суд о взыскании материального и морального вреда с владельца проблемного объекта».
«Последние исследования проб воды и воздуха в районе короотвала проводили в 2010 г. Отрицательного воздействия на окружающую территорию не выявили. В настоящий момент обстановка на короотвале стабильная. Хотя полномочия по утилизации отходов в ведении районных властей, ситуацию мы постоянно мониторим. В наших полномочиях – обеспечить меры первичной пожарной безопасности. Мы ведем контроль за состоянием земельного участка, заключили соглашение с пожарной службой о ликвидации возможных возгораний».
Смотрите также:
- Осторожно, двери закрываются! Почему лифты в Перми в плачевном состоянии? →
- Нелегалы мусорных карьеров. У кунгурской городской свалки нет хозяина →
- 3 самых резонансных антимонопольных дела пермского УФАС →