Несколько лет назад ученые кафедры внутренних незаразных болезней, хирургии и акушерства ПГСХА подготовили программу планомерной стерилизации четвероногих бродяжек. Однако проект гуманного и цивилизованного метода, способного остановить бесконтрольное размножение бездомных собак, так и остался пылиться в чиновничьем столе.
Как решить собачий вопрос? Об этом мы спросили Джалаира Ибишова, заведующего кафедрой, д.в.н, профессора.
Почему они околодомные?
Джалаир Ибишов: – Я бы не называл бродячих животных «бездомными», они «околодомные». Когда-то хозяин их выбросил, вот они и ходят возле домов. Собаки сами больше страдают, чем приносят несчастий людям. Их завели, обманули, выбросили. А мы не знаем, что теперь с ними делать. Да не собаками надо заниматься, а людьми безответственными! За 10 лет можно навести порядок с бродячими животными.
Но я против убийства бродячих братьев наших меньших. Я за их стерилизацию и кастрацию. Вместо бессистемного и хаотичного отлова беспризорных собак, который применяли в Перми, наша кафедра предлагала поимку и стерилизацию животных системно и поэтапно – по районам. Начинаем, например, с Липовой горы: отлавливаем здесь собак, стерилизуем. Далее переходим к другому району. И так постепенно охватываем весь город. Точечный отлов, когда одну собаку вылавливают в Мотовилихе, а другую на «Велте», не принесет должного эффекта. Число бродячих собак не снизится. Самка и ее потомство могут воспроизвести в течение двух лет до 300 щенков.
Кстати, одна особь женского пола собирает возле себя около десятка кобелей. Поэтому гораздо легче и дешевле кастрировать пса, чем стерилизовать суку. Потом, если никто не взял собаку в добрые руки, отпускаем обратно на улицу.
После стерилизации-кастрации животные становятся более спокойными. Чаще всего они ведут себя агрессивно во время собачьих свадеб, когда из-за усиленной выработки половых гормонов становятся неуправляемыми. Уличная собака просто доживает свой век: в среднем он составляет 7-8 лет. Более того, собаки выполняют важную санитарную функцию – ловят крыс.
При таком подходе не надо тратить деньги на содержание и умерщвление животных. Для нашей академии главный плюс в том, что студенты смогут получать практические знания: оперировать, а также готовить научные работы. Мы можем стерилизовать в месяц около тридцати собак.
Где деньги?
Анастасия Переверзева, «АиФ-Прикамье»: – Почему же недорогой и гуманный способ не востребован?
Джалаир Ибишов: – Видно, кому-то это невыгодно. Я обращался к властям. Просил рассмотреть наш проект. Вы ведь новости смотрите? В Москве на бездомных собак выделили 1 млрд 800 тыс. руб.! Деньги потратили, а собаки бегают. После ужасного случая в Чите, когда беспризорные животные разодрали мальчика, подняли вопрос по бродячим собакам, покричали в различных ТВ-программах. На этом и закончилось. Пока не искоренится коррупция, проблему не решить. Кто-то наживается на полуголодных несчастных животных, которые с трудом находят поесть. Где совесть-то?
– Значит, скоро наступит катастрофа с массовыми жертвами бродячих-кусачих?
Д. И.: – Она уже наступила. Раньше деньги выделяли, но собак меньше не становилось. Ничего не изменилось. Но хуже точно не будет. Деньги все равно никогда до собак не доходили – их другие «собаки» себе утащили. (Смеется.)
Чем мы дышим?
Д. И.: – Я давно нашим чиновникам предлагал: хотите, чтобы бездомных собак не было, давайте работать с людьми, – продолжает профессор. – Должно быть наказание, чтобы человек не имел права выбросить питомца на улицу. За границей нет бездомных собак. Там за жестокое обращение с животными огромные штрафы и до 2-3 лет заключения.
На днях в академию приезжали американские ученые. Показывали нам слайды про фермерских коров. Сказка! В США корова лежит на песке, чистенькая. Свободно может встать на ноги. А как у нас? Наша буренка хочет подняться и стукается головой о протянутую металлическую трубу. «Неужели, – говорят американские коллеги, – ваши фермеры не видят, что корова мучается, бьется головой? Животное умное, оно само покажет, какие ему нужны условия. А вы наоборот: констатируете, что корове нужно, загоняете ее в неудобное положение. Она страдает, дает меньше молока». Так же и с собаками – надо создать условия.
К примеру, должна быть площадка для их выгула. Человек заботится о своей чистоте. Но если, извините, фекалии вокруг валяются, о какой культуре может идти речь? Фекальная масса собак похожа на человеческую. Если увидим, что какой-то прохожий присел на улице, это будет шум: «Ах, что за безобразие!» А собак выводить в туалет перед домом можно? Каждый владелец должен ходить за своим питомцем с совочком и целлофановым мешочком. У дома должен стоять отдельный закрытый контейнер, содержание которого будут увозить на утилизацию. Конечно, хозяин будет платить за это. В Перми около 30 тыс. собак. В среднем каждая оставляет после себя в сутки по 200 г фекалий. Это же какое количество продуктов жизнедеятельности четвероногих сейчас тает на улицах? Мы этим дышим, топчем ногами, с пылью это летит нам в лицо. А сколько глистов там? Заражаются не только сами животные, но и люди.
Если завел животное, то, будь добр, отвечай за него. Это не игрушка, с которой можно поиграть, а потом выбросить.
Смотрите также:
- Иван Пасынков: «В Перми не хватает площадок для выгула домашних питомцев» →
- За что убили животных? Кто ответит за смерть собак в Кормовище →
- Четвероногий спецназ →