Вот такое «достойное жилье» по одноименной программе по переселению из ветхих и аварийных домов получили 22 семьи из Пожвы в ноябре в 2012 году. И с тех пор больше мучаются, чем радуются новым квартирам. Особенно с наступлением холодов. Вот и эту зиму встретили с боязнью.
Потолок в подтеках
Внешне шесть домиков – особенно на фоне потемневших деревянных соседей-домов – выглядят эффектно. Но за красивым фасадом из желтого сайдинга скрывается отнюдь не комфортное жилье.
Потолок в комнате Дарьи Поморцевой, проживающей в квартире в доме на Маяковского, 28, в темных разводах. Это следы ноябрьского снегопада и оттепели.
«Папа хотел приподнять и укрепить провисший потолок, стал сверлить дрелью – и с чердака обрушился настоящий водопад. Два десятилитровых ведра набрали. Окна постоянно протекают, плесень по всей квартире. Микровентиляции никакой: даже погреб не сделали, расстояние от пола до земли – 20 см. Когда комиссия была, представитель подрядчика (компании из Карагая ООО «Лидер»), посоветовал делать микровентиляцию – окна открывать. Летом, согласны, открываем. А зимой при – 30°С как быть? Тем более что дома ужасно холодно!» – рассказывает Дарья.
В квартире Алины Тюневой, которая живет в соседнем доме, через дорогу, на ул. Карла Маркса, тоже нежарко. Женщина встречает нас на улице, показывает на отошедшие снаружи косяки стеклопакета. В зияющей дыре видно, что строители не удосужились ни утеплитель между газоблоками и обшивкой из сайдинга уложить, ни монтажной пеной пройтись по раме окна. Неудивительно, что сквозь раму видно панораму улицы. И ничего, что Пожва – северный район Прикамья.
- Кстати, две соседние квартиры пустуют. Люди в них так и не живут. Когда сдавали дом и вручали ключи, все красиво было. Конечно, спрашивали у нас, есть ли претензии. Ответила: «Посмотрим, как зиму проживем здесь, тогда и скажем». Что могу сказать теперь? Пришлось вот электронагреватель купить: холодно! Мы уже и насос, который прогоняет воду по трубам, поменяли: первый-то сгорел. Чтобы хоть как-то сохранить тепло, построили тамбур. Так все сделали в этих новых домах: двери – простые две железки – насквозь промерзают, – делится Алина Тюнева.
Дети в валенках
Еще одна примета почти всех новых домов в Пожве – ржавые водоподтеки около печки на кухне. Изуверская система отопления дома – общая головная боль пожвинских новоселов. Кстати, по закону ее должны были предварительно согласовать с жильцами, однако, по словам последних, этого не сделали. Правда, в местной поселенческой администрации уверяют, что согласовывали.
По инструкции для нормальной работы электронасоса, который горячую воду распределяет по тонким пластиковым трубам, температура в распределительном баке не должна превышать 65 градусов.
« Чтобы температуру воздуха в двух комнатах площадью 50 кв. м прогреть до 18-20 градусов, нужно топить печь более трех часов. А из-за всех этих недоделок тепло в квартирах не держится, уже через пару часов снова холодно. Поэтому приходится топить печь два-три раза в день. Хотя пол все равно холодный: дети вынуждены ходить по дому в валенках. Самое страшное – когда без предупреждения отключают электричество, как это было несколько раз прошлой зимой. Тогда насос перестает работать и вода в баке моментально закипает, выплескивается на стену. Поэтому квартиру, когда топишь печку, нельзя оставлять без присмотра: не дай бог отключат свет и взорвется система с баком и трубами. А ведь мы работаем, не всегда дома можем находиться», – сетуют в унисон жильцы дома по Островского, 6 (его строил другой подрядчик – фирма «Урал-Строй-Сервис»).
«Выселим в Каму!»
«Вы только не называйте мою фамилию. А то нас здесь совсем заклюют. В администрации говорят: «Вам дали квартиру задаром, а вы еще жалуетесь! Выселим в Каму (поселок в 12 км от Пожвы, из которого все выезжают. – Авт.)». Да я лучше бы в старом доме, который был 1905 года постройки, еще лет 30 прожил. Угол один только сгнил, подлатать его – и все. Когда возводили нам этот домик, я ходил, указывал строителям на недоделки, так меня потом перестали пускать», – говорит хозяин одной из квартир на Советской, к слову, сам профессиональный строитель.
Мужчина предлагает подняться на чердак через слуховое окно. Пара акробатических этюдов по скользкой крыше, чуть не завершившихся пируэтом в сугроб с двухметровой высоты, – и мы на чердаке (куда, кстати, ни одна из комиссий не рискует залезть). Увиденное, мягко говоря, поражает гениальностью строительной мысли. Потолок сделан из листов гипсокартона, приколоченных к балкам. На расстоянии 10 см от потолка даже никак не закрепили, а просто сложили в ряд горбыль и отлет. А сверху на это великолепие набросали камневату.
«Смотрите, пароизоляцию только по краю крыши пустили и все – больше никакой влагоизоляции. Стропила некоторые уже прогнили. Свет сами подключали, когда заехали. Даже крюки для люстр нам не сделали, просто провод с патроном пустили с потолка. Удивляюсь, как еще ни разу короткое замыкание не произошло в домах, где течет с крыши!» – восклицает мужчина.
Уже на следующий год после сдачи у многих домов потрескался фундамент. После жалоб и осмотров комиссий подрядчик замазал щели с внешней стороны. «Дом дает усадку, это нормально», – настаивает застройщик. Но владельцы квартир ему не верят. На этом фоне этаким милым недоразумением на кухнях выглядит болтающаяся раковина со смесителем… без намека на канализацию и водопровод! Кто-то убрал к едрене фене бесполезные атрибуты, многие же рядом смонтировали рукомойники. Кстати, туалеты, как и полагается в деревне, дощатые и на улице. А у кого-то печки уже все в трещинах. Или навесы над крылечками то и дело падают.
В общем, проблем у пожвинцев, счастливых обладателей «достойного жилья», за два года накопилось целый воз и маленькая тележка. И зима их откровенно пугает. В отличие от местных чиновников.
«Да, много нареканий сейчас идет на качество этих домов. Тем не менее люди получили уже не ветхое, не аварийное жилье, а новое, которое где-то можно и доделать, довести до ума, если есть руки. Ведь строятся же люди и вообще с нуля», – успокаивала в местной газете Татьяна Кубарева, помощник главы Пожвинского сельского поселения.
Ее оптимизма вчерашние новоселы не разделяют.
«Нам что, теперь сайдинг отрывать и самим утеплитель по всему дому делать? Потолок и крышу полностью менять? Весь фундамент перезаливать?» – возмущаются они.
О своих проблемах и косяках строителей пожвинцы кому только ни писали: и губернатору, и в краевой Минстрой, и в прокуратуру, и в жилищный надзор, и омбудсмену. Почти все ведомства футболят в администрацию сельского поселения, требуя от нее создать межведомственную комиссию для проверки. Уже несколько раз такие комиссии бывали в гостях и неизменно выносили вердикт, что дома пригодны для постоянного проживания и требуется лишь устранить «выявленные недостатки».
«Сколько ни просили смету, нам ее не показывают. Надо бы проверить, а то деньги, видимо, отмыли на строительстве, а мы теперь плюхайся. Правда, кое-кому случайно удалось подсмотреть документы. Так на бумаге и канализация вроде бы есть, и утеплитель предусмотрен. Лучше бы дали средства на ремонт наших старых домов. Если умножить площадь квартир на 23,6 тыс. (средняя стоимость квадратного метра в Юсьвинском районе. – Авт.), то получается около 1,1-1,3 млн руб. Да за такие деньги мы бы каждый себе по такому коттеджу построили!» – разводят руками жильцы потемкинских, вернее, пожвинских домиков.
Некоторые уже подумывают за правдой идти в суд. Вот только прежде нужно провести независимую экспертизу, которая стоит около 100 тыс. руб. А это жителям отдаленного коми-пермяцкого поселка не по карману. Поэтому пока они ждут высоких гостей: в ближайшее время в квартиру Поморцевых на Маяковского с проверкой должны приехать краевые чиновники. Может, после этого визита дело сдвинется с мертвой точки?
Комментарии
«Если люди не хотят проживать в данном доме, то они вправе обратиться в районный суд с иском о признании их квартир «несоответствующими требованиям», которые предъявляются к жилым помещениям, и возложении обязанности на администрацию Пожвинского сельского поселения предоставить другое жилье. В качестве доказательства, подтверждающего несоответствие дома указанным требованиям, будет являться акт межведомственной комиссии. Также во время судебного разбирательства жители могут ходатайствовать о проведении строительно-технической экспертизы дома.
В том случае, если жители желают и впредь проживать в данном доме, они вправе обратиться в суд с иском к администрации поселения и застройщику о возложении обязанности устранить недостатки, привести дом в соответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В данной ситуации тоже не избежать проведения экспертизы».
Артем Амазарян, замдиректора «Урал-Строй-Сервис»:
«К нам поступили жалобы и претензии от жильцов одного дома по адресу ул. Островского, 6. Если говорить об утеплителе, то он не требуется, если используются газоблоки толщиной 400 мм. А мы именно из таких блоков и возводили дом. Поэтому тепла там должно хватать. Что касается печного отопления, то жители сами хотели именно такое. Сейчас есть предписания от пожарных по дымоходам в этом доме, чтобы мы устранили трещины. И мы готовы это сделать, но уже только в мае 2015 года. Сейчас из-за холодов это нереально сделать. Никаких жалоб по поводу фундамента не было, хотя там, да, немного треснула штукатурка цоколя. Это мы тоже исправим».
«В наше министерство поступило обращение от Ларисы Поморцевой (п. Пожва, ул. Маяковского, д. 28, кв. 3) по вопросу устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации дома, построенного по краевой программе «Достойное жилье». В связи с поступлением жалоб от граждан, проживающих по этому адресу, министерство 6 августа 2014 года направило запрос в администрацию Пожвинского сельского поселения, чтобы она организовала межведомственную комиссию для проверки с выездом на объект и осмотра его фактического состояния. По результатам обследования 6 августа комиссия признала дом № 28 по ул. Маяковского пригодным для проживания. А также потребовала от подрядной организации устранить выявленные недостатки в течение месяца (с момента получения уведомления об устранении недостатков).
Сейчас вопрос об устранении недостатков подрядчиком находится на контроле в прокуратуре Пермского края. Также запланирована выездная проверка с привлечением представителей краевой прокуратуры, нашего министерства, Инспекции государственного жилнадзора».
Смотрите также:
- Назад, домой. Как восстанавливают и ремонтируют «опасные» многоэтажки Перми →
- Уже не хибары. В Пожве отремонтировали новые аварийные дома →
- Гетто на болоте →