Не хотели быть болотом
Сейчас в обновлённое здание, окрашенное в необычные лилово-сиреневые тона, бегут дети со всей округи. А ведь ещё совсем недавно судьба этой школы висела на волоске.
Валентина Федотова: - Когда я пришла сюда в 2009 г., здесь ничего не было, - вспоминает Валентина Васильевна. - Полное ощущение болота. Все твердили: «Мы закрываемся на ремонт». Плюс ко всему говорили, что нас могут объединить со школой № 50, чтобы создать очередное элитное учебное заведение с углублённым изучением английского языка. Причём с коллективом эту идею не обсуждали. И тогда педагоги и родители учащихся школы решили бороться.
«АиФ-Прикамье»: - Как возникла идея создания инклюзивной школы?
- Одна из депутатов гордумы сообщила нам, что на месте нашего учебного заведения создадут школу-интернат для детей-инвалидов. Незадолго до этого такую школу в Перми из-за ветхости здания закрыли. Я тогда спрашивала: а почему бы в таком случае не открыть школу, где дети с ограниченными возможностями обучались бы вместе с обычными детьми?
- Озвучили эту идею департаменту образования?
- Да. Там сказали, что это им не интересно. Тогда мы провели в школе референдум, собрали подписи, организовали пикет. Неожиданно для себя получили поддержку в краевом Министерстве образования.
Перемены судьбы
- Прежде чем выйти на капремонт, нам пришлось сильно поменять проект, - продолжает Валентина Васильевна. - Никто не знал, что необходимо для инклюзивного обучения. Мы обратились в Роспотребнадзор за рекомендациями по созданию необходимой среды для обучения детей с ограниченными возможностями. Важно было подготовить коллектив к принятию таких детей. А это непросто. Нужны были специалисты-дефектологи, которые бы, зайдя в класс, видели, у кого какие нарушения. Ведь каждому из ребятишек нужно подготовить свою адаптированную программу.
- Как идею совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных ребятишек восприняли родители?
- Когда школу закрыли на ремонт, мы собрали общешкольное родительское собрание. Показали презентацию: что такое инклюзивное образование, как дети-инвалиды могут учиться вместе со здоровыми детьми. Не скажу, что решение было единогласным. Из 350 родителей около десятка проголосовали против, а это немного.
- В чём преимущество инклюзивного обучения перед обучением в коррекционной школе?
- Такие дети рядом с обычными быстрее адаптируются к жизни. У нас есть слабослышащие ребята. До прихода к нам они совсем не говорили. Например, девочка-третьеклассница. Она проучились четыре месяца, и дети её стали понимать. Среда, в которую она попала, помогает ей развиваться. А самое главное - после окончания школы перед ней открыты все дороги. Ведь у нас дети-инвалиды учатся по общеобразовательной программе, а в коррекционной школе программа обучения другая. В инклюзивной школе у ребят те же возможности, что и у обычных детей.
Торопитесь медленно
- Изменилось ли в городе отношение к инклюзивному образованию?
- Да. Сейчас в Перми запустили проект, в котором участвуют семь школ. Идут разговоры о том, что опыт совместного обучения обычных ребят и детей-инвалидов надо распространить на все школы. Но я против крайностей. Ещё в 2013 г. я принимала участие в совещании, которое было организовано в Госдуме депутатом Олегом Смолиным. Там говорили о том, что чиновники в погоне за новизной могут позакрывать все коррекционные школы. Считаю, что в первую очередь мы должны идти от потребностей ребёнка. А школы должны строить свою работу от запроса общества.
- Но ведь в Европе практически нет коррекционных школ?
– Школа должна быть готова к приёму детей. Если родители ребёнка с ограниченными возможностями хотят отдать ребёнка в общеобразовательную школу, они должны договориться с ней примерно за год. И для него надо создать условия. Скажем, если он слабослышащий, купить аппаратуру. Родители могут принести заключение медико-педагогической комиссии - по какой адаптированной программе ребёнок должен учиться. В Европе как раз отработана такая практика.
- Говорят, сейчас многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья хотят записать их в вашу школу?
- Мы рассчитывали, что прирост в связи с изменением профиля обучения будет за год человек 50, а получился фактически - 100. Понимаю, что на следующий год будет ещё больше, потому что в этом году только на воскресное обучение пришли более ста человек. Родители интересуются, как к нам попасть. Некоторые даже целенаправленно покупают квартиры в микрорайоне, где находится наша школа.
- Вы доказали, что инклюзивное образование востребовано?
- Да, но только в том случае, если всё делается вдумчиво и без спешки.
Досье
Валентина Федотова
Родилась в 1959 г. в Березниках. Окончила среднюю школу в пос. Яйва, Александровского р-на, затем Пермский политехнический институт. В 2002 г. заочно окончила психолого-педагогический факультет С.-Петербургского социально-гуманитарного университета. Работала на заводе им. Ленина в Перми мастером участка. В МЖК «РОСТ» руководила отделом социальных программ. Была директором школы № 147. С 2009 г. - директор школы № 114. Замужем. Воспитала четверых детей. Имеет пять внуков.
Смотрите также:
- Естественный отброс. В Перми закрыли школу для детей, инфицированных туберкулезом →
- Управлять талантами. Какие вызовы стоят перед современной школьной средой? →
- Особый подход. Почему школы не спешат становиться инклюзивными? →