Примерное время чтения: 12 минут
1700

Чему «мучат» в школе? Сомнения пермских родителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Прикамье 22/03/2017
На уроках детей учат самостоятельно добывать информацию.
На уроках детей учат самостоятельно добывать информацию. / Екатерина Саенко / АиФ

Ох уж эти развивашки

С какого возраста начинается образование ребёнка? Уже в год мамы стараются записать своё чадо на всевозможные курсы и развивающие занятия. Кто-то делает это просто потому, что скучно сидеть дома. Другие целена­правленно пытаются воспитать в своём малыше тягу к знаниям.

«Мне кажется, что чем раньше начинать занятия с ребёнком, тем естественнее для него в будущем будет процесс обучения», – рассказывает Лилия С., пермская мама.

Уже в детском садике педагоги проверяют уровень знаний детей. Результаты тестирований идут в портфолио. Лет с пяти ребёнка начинают водить в воскресную школу, чтобы к первому классу он умел читать, писать, считать и как минимум знать английский алфавит.

«Что касается повального увлечения образовательными занятиями для детей от одного года, то это палка о двух концах. Всё хорошо в меру. Обучение может потянуть за собой развитие, но подходить к этому надо не фанатично. А сегодня многие дети в первый класс приходят уже уставшими. Им уже надоели эти бесконечные домашние задания. Снижается мотивация к познавательной деятельности, интерес к обучению. Так что нужно учитывать особенности каждого возраста. В три года ребёнок должен обучаться только через игру, а если мы его усадим за парту, то это вызовет обратный эффект. Желания развивать своего ребёнка недостаточно, должно быть ещё умение. Поэтому важно родителей просвещать», – считает Марина Худякова, завкафедрой естественно-математического образования в начальной школе ПГГПУ.

Дальше идёт «поступление в первый класс». Почти половина родителей выбирают для ребёнка не школу по месту жительства, а гимназию или лицей, которые берут детей не по прописке, а только по результатам тестирований.

«Уф, поступили», – облегчённо вздыхают мамы и папы. Но расслабляться рано.

Снова в 1-й класс

Программа сегодняшних первоклашек зачастую ставит в ступор их родителей. К привычным урокам, таким как письмо и математика, добавляются совершенно новые. Например, во многих школах это проектная деятельность или урок публичных выступлений. Детей учат не только получать знания, но и презентовать их другим.

Так что мамам и папам приходится снова осваивать учебную программу – вместе со своими детьми.

На эту тему даже появилось множество шуток в соцсетях. Самая распространённая:

– Привет, ты своему сыну домашнюю работу по математике сделала?

– Да.

– Дай списать!

Много вопросов возникает у родителей и в связи с новой системой оценок.

«В соответствии с п. 11, ч. 3, ст. 28 Закона об образовании в РФ выбор системы выставления оценок относится к компетенции образовательных учреждений. Так, например, школа № 31 работает по 100-балльной системе оценок, а лицей № 4 – по модульно-рейтинговой», – рассказали нам в департаменте образования Перми.

Родители первоклассников вместе со своими детьми учатся разбираться в электронном дневнике, в баллах и процентах, в принципах составления рейтинга.

«Некоторым родителям сложно принять новую систему оценок, – рассказывает Марина Худякова. – Мы все выходцы из советской школы и привыкли, что существует только четыре отметки: двойка, тройка, четвёрка, пятёрка. Но такая шкала не позволяет увидеть динамику образовательных результатов. В этой связи многие учителя до недавнего времени для себя в блокноте помечали, что сегодня Иванов получил три с минусом и это ближе к двойке, а назавтра уже три с плюсом – это почти 4. Однако в журнале ученик видит тройку и тройку. Он не видит свой рост. А сегодня введение критериального оценивания и возможность использования иных шкал позволяют по-другому измерить уровень образовательных результатов.

Например, сначала ученик получил 11 баллов, потом 13, затем 15. Вроде бы это всё тройка, если переводить в старые отметки, но он наглядно видит свой рост, понимает качество оценки и над чем ему ещё надо поработать.

Поэтому новую систему оценки учебных достижений школьников сложно принять только родителям. Чтобы им стало понятно, нужно их вовлекать в этот процесс. В одной из школ Пермского края провели эксперимент. Ученик выполнял работу, оценивал её сам по заданным критериям, потом приносил родителю, и его дома оценивали с учётом тех же критериев, а потом свою оценку ставил учитель. Через некоторое время все три оценки стали совпадать к огромному удовольствию родителей. Они поняли систему оценки, у них больше не возникали вопросы к педагогу и мысли, что их детям ставят несправедливые отметки».

Нагрузка возросла

Получается, что от изменений в сфере образования больше страдают не дети, а родители. Мам и пап пугает неизвестное.

«Главная отличительная черта современного образования – его вариативность (многообразие), – говорит Марина Худякова. – В советские годы был один стандартный набор учебников, по которым занимались все школы страны. Сегодня каждое учебное заведение вправе выбирать свой путь. Находить свой особый подход к ученикам. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – разрывается единая образовательная среда. Если ребёнок переезжает и меняет школу, ему сложно адаптироваться к другой программе, в которой может отличаться не только содержание, но и скорость освоения материала».

По словам специалистов, изменились также методические подходы. Раньше ученику объясняли и показывали, а теперь учат самостоятельно добывать знания и делать выводы.

Важную роль здесь несут новые технические возможности. Ученики больше сидят не в библиотеке, а в Интернете. С первого класса дети учатся создавать презентации с фото– и видео­вставками. И это не блажь учителя, а реальные требования времени.

«Вступившие в систему образования новые стандарты вносят свежую струю, – считает Алёна Лошкомойникова, учитель биологии. – Деятельностный подход, который они диктуют, намного легче воспринимается современными детьми, которые хотят получать информацию через свои собственные открытия».

Педагоги не отрицают, что нагрузка на детей выросла. Особенно, если учесть, что после занятий в школе дети спешат на кружки и секции.

«Современные дети психологически отличаются от прежних поколений, – поясняет Марина Худякова. – Они выросли в других социокультурных условиях. Они являются представителями поколения Z. Сегодня все первоклассники прекрасно владеют гаджетами, тогда как педагоги многого не умеют. Сегодня слово учителя, учебная книга становятся не единственными источниками информации. Школьники всё стараются делать при помощи современных технологий, легко обходятся без живого общения. А значит, для них снижается авторитет учителя. Выход один. Педагог должен хорошо знать современных детей, понимать, как с ними работать, учитывая их запросы и особенности усвоения информации».

В конечном итоге мы видим, что проблема не в современной системе образования, а в грамотном подходе – как родителей, так и педагогов. Детям не так сложно приспособиться к изменениям, так как им пока не с чем сравнивать.

Учителя стараются идти в ногу со временем. Они общаются с учениками и родителями в чатах и соцсетях. Так что у родителей есть хорошая возможность быстро решать все спорные моменты.

Больше творчества

Надежда Фролова, мама двоих школьников:

«Я положительно отношусь к современным школьным программам. В отличие от советской школы, они дают более глубокие знания, проявляется индивидуальность ребёнка.

Мне нравится система домашних самостоятельных работ и диагностических контрольных. Они помогают подробно прорабатывать изученный материал, вовремя выявляют «слабые места» и трудности. Это позволяет в будущем хорошо подготовиться к проверочной работе. Ещё нравится, что в школах сейчас много творческих работ и презентаций, это всё раскрывает ребёнка. С детства учит такому важному качеству, как умение выступать в аудитории, не стесняться, уметь заинтересовать слушателя. Поэтому дети сейчас менее зажаты и лучше владеют речью.

Но мне не нравятся некоторые современные учебники. Например, в программе Эльконина-Давыдова. Если ребёнок что-то не понял или пропустил уроки по болезни, сложно нагнать материал, ведь в учебниках нет чётких правил. До всего приходится додумываться самим. Такое изложение материала в учебниках мне кажется непонятным и необоснованным.

А вот к системе оценивания у меня претензий нет! Нам с деть­ми очень нравится 100-бал­льная система, она более точная, стимулирует ребёнка получать высокий балл и чётко отображает результат усвоения темы».

Главное – спокойствие

Сарьяна Пономарева, психолог:

«Большие нагрузки и высокие требования к ученикам были всегда. Учителя всегда считали, что их предмет – самый главный. Прошло время, и ничего не изменилось. Педагоги нередко заставляют детей нервничать. Пугают их больше, чем подбадривают. Что ж, педагогов не переделаешь. Именно поэтому на первое место выходит семья.

Психологи говорят, что не нужно ставить во главу угла успеваемость ребёнка. К сожалению, не все родители слушают советы специалистов. Одни папы и мамы считают, что учёба им очень помогла в жизни, поэтому делают её «священной коровой». Другие сделали вывод, что именно плохая успеваемость не дала им продвинуться в жизни. Результат тот же – давление на ребёнка.

Высокие баллы – это, конечно, хорошо. Но всё же лучше обращать внимание на достижения детей, а не на отметки. Например, стоит похвалить двоечника, если он получил тройку. Не впадать в панику, если отличник вдруг получит четвёрку. Ребёнка нужно сравнивать не с идеальными одноклассниками Петей или Васей, а с ним же прошлым.

Важно дать подростку понять, что неуспех на ЕГЭ – это ещё не конец жизни. Его можно пересдать. Акцент на отличных оценках или экзаменах делает ребёнка тревожным. Вспомните, что происходит, когда вы очень волнуетесь или чрезмерно нервничаете перед важным событием. Вы часто совершаете ошибки. Так почему у детей должно быть по-другому? Часто они очень плохо пишут контрольные, а вот обычную работу в классе или дома выполняют хорошо. Причина кроется именно в волнении. Советую спокойнее относиться к успеваемости ребёнка, обратить большее внимание на формирование позитивного психологического настроя, придание уверенности в себе».

Фото: Коллаж АиФ/ Павел Нагорских

Избегайте перекосов

Василий Звездин, кандидат медицинских наук:

«Нагрузки в школе сложно оценить.

Роспотребнадзор может проверить только расписание, но количество факультативов и домашнего задания никто не отслеживает.

Между тем перегруженность школьника может приводить к тому, что он часто болеет, возникают проблемы с нервной системой. Почему-то принято считать, что учёба в первую очередь даёт нагрузку на глаза. Но это далеко не единственная проблема. Над этим должны работать коллективы учёных. И такая тенденция сейчас наметилась.

Родителям нужно знать, что важно гармонично сочетать умственные и физические нагрузки, избегая перекосов. Главное – чтобы ребёнку нравилось то, что он делает. Иначе он становится безэмоциональным роботом.

И ещё один важный момент при интенсивных нагрузках на ребёнка – должно быть полноценное питание». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах