Интересная дискуссия развернулась на круглом столе «Школьная среда. Вызовы и ответы». Его участники обсудили, какой должна быть современная школьная среда.
«Как мы привыкли оценивать работу школ и учителей? Традиционно – по результатам учеников на экзаменах, по количеству поступивших в вузы выпускников и т. д. А вот о качестве школьной среды в этом контексте говорят реже. Сегодня по этому показателю власти не оценивают работу директоров школ и педагогов, да и от родителей редко поступают запросы, – задал тон дискуссии ведущий круглого стола Дмитрий Поносов, директор Пермской гимназии № 7».
Сохранить здоровье
Светлана Денисова, член Общественной палаты РФ, исполнительный директор ассоциации «Общественно–активные школы», акцентировала внимание, казалось бы, на прозаических и приземлённых, но от этого не менее значимых вещах.
«Основной вызов, который сегодня стоит перед школьной средой, это сохранение психического и физического здоровья учеников и педагогов. Если есть проблемы со здоровьем, то ни о каком нормальном образовании не может быть и речи. Поэтому в школе нужно создавать условия, чтобы ребёнок, который пришёл в первый класс с нормальной группой здоровья, не ухудшил её к выпускному 11 классу. Учителя и ученики должны знать, что такое здоровый образ жизни, и следовать ему. Вижу подвижки в этом вопросе в современной школе, но проблемы остаются. Мы нередко сталкиваемся с тем, что уроки физкультуры проводят в неприспособленных помещениях. Их не всегда ведут квалифицированные учителя, и детям часто неинтересна физкультура. В школах также нужны высокопрофессиональные психологи, а не совместители. Потому что сегодня всё больше детей имеют психические отклонения. Психологи нужны не только для учеников, но и для педагогов. Профессиональные выгорание и деформацию никто не отменял. Это тоже сильно сказывается на качестве образования, – считает Светлана Денисова».
Она рассказала, что в 2008 г. пермский родительский комитет проводил общественный контроль условий получения образования в городских школах. И уже тогда обратили внимание на проблемы школьной медицины, от которой также зависит здоровье учащихся.
«И их до сих пор не решили. Сегодня уже на уровне Госдумы поднимают вопрос, что в школах не хватает медиков. А мы его ставили перед администрацией Перми ещё девять лет назад, когда выявили, что один врач обслуживает несколько школ. Но что он может успеть сделать в таких условиях? Максимум поставить прививки. Мы предлагали доплачивать фельдшерам, чтобы они были в каждой школе. Не думаю, что это очень большие деньги. Просто не хватило политической воли, – уверена Светлана Денисова».
Глобальная конкуренция
Подняла дискуссию на философскую высоту Елена Малкова, директор АНО «Молодёжный эксперт». Благо статус обязывает: доцент кафедры философии ПГНИУ, кандидат философских наук.
«Многие из нас думают, что солнечная энергетика, электромобили, беспилотники – это будущее. На самом деле любой технически подготовленный человек знает, что это уже настоящее. Но мы почему–то в школах готовим детей так, что они воспринимают эти вещи, как фантастическое будущее. К сожалению, способ мышления выпускников школ часто не соответствует современным реалиям. Подросткам надо рассказывать о глобальном мире, новых технологиях. Ребят нужно готовить к высокотехнологичному труду. И пусть сегодня солнечная энергетика и беспилотники – реальность не нашего края, а региональный рынок труда не всегда предлагает современные рабочие места. Но молодёжи жить и конкурировать в глобальном мире. В этом плане мы видим важные изменения в системе среднего профессионального образования, где вводят новые стандарты. Сейчас появляется демонстрационный экзамен, на котором студент должен показать свои практические навыки. Причём его профессиональную подготовку и работу оценивают в мировой технологической рамке так же, как и на чемпионатах Worldskills, – говорит Елена Малкова».
По её словам, также важно развивать у современных учеников экспертно–критическое мышление, в школе нужно выстраивать продуманную систему управления талантами.
Без формализма
Наталия Санина, замдекана по довузовской подготовке аэрокосмического факультета ПНИПУ, убеждена, что сегодня нужно на новом уровне налаживать взаимодействие между школой, вузом и предприятиями.
«Современным школьникам нужно показать, каким может быть их профессиональное будущее. Для этого они должны пройти профессиональные пробы. К сожалению, часто в школах к этому относятся формально. Недавно крупное пермское предприятие проводило месячник открытых турникетов. За месяц через завод прошёл огромный поток школьников, но обратной связи не получилось никакой. Дети пробежались, учителя галочки поставили в отчётах, и всё. По этой причине мы на нашем факультете отказались от экскурсий в чистом виде, организовали практико–ориентированное обучение. И сегодня работаем со многими прикамскими школами, которые участвуют в краевом проекте «Инженерное моделирование, создание материального объекта». Он действует уже четыре года, – рассказала Наталия Санина».
В этом году в проекте, который открыт для всех школ, участвуют более 500 человек.
«Сетевое взаимодействие школ, предприятий и вузов – прекрасная возможность вовлечь ребят в исследовательскую работу, задействовать в реальных опытно–конструкторских проектах под руководством аспирантов кафедр политеха. Школьники занимаются инженерно–техническим творчеством, на выходе защищают научно–исследовательскую работу на реальном предприятии. Это помогает им подтянуть знания, определиться с профессией, – добавила Наталия Санина».