«Снести вещички, господин хороший?» Как изменилась профессия носильщика

Доставлять тяжёлые баулы пассажирам помогали носильщики. © / «Пермский стиль»

Было время, когда труд носильщиков, встречающих поезда и пароходы, считался весьма почтенным. Объединённым в артели, связанным круговой порукой, им можно было без опаски доверить багаж – не сопрут, не разобьют, не обсчитают (такса твёрдая).

   
   

О том, как изменилась профессия, спустя сотню лет, читайте в материале «АиФ-Прикамье.

Богатыри, не вы

Носильщиков замечали сразу. Вы только представьте, лет этак 110 назад на Перми II: высокие, косая сажень в плечах, форменная фуражка, фартук, бляха, номер которой совпадал с номером тележки. Нагрузят, если надо – увяжут, и вперёд, лавируя да покрикивая «Паб-бер-регись!» Или – на себе - пару чемоданов в руках, узлы и мягкие саквояжи - через плечо.

Носильщикам приплачивали извозчики, чтоб те, минуя конкурентов, доставляли пассажиров и их багаж прямиком к ним. Аналогично – владельцы гостиниц. Ну что носильщику стоит по пути порекомендовать, мол, сударь, лучшие апартаменты и кухня - в «Королёвских номерах».

Случалось, правда, вклиниться в перронную (причальную) толкотню норовящим подшабашить чужакам-одиночкам, а то и воришкам. Но таковых вышибали без церемоний.

Увы, с тех пор носильщики изменились.  Это уже не богатыри-помощники, а чаще - мужички средней комплекции, да бывает ещё с перегаром.

Исключение – носильщики специализированных сервис-фирм, сотрудничающих с железнодорожными, авиа- и судовыми перевозчиками. Любо-дорого посмотреть: в спецовках с фирменным логотипом, умеющие объясниться на нескольких языках. У них и погрузчики, и мини-электрокары, и инвалидные коляски. Они, подобно своим предшественникам (и опять-таки не безвозмездно), подвезут багаж к «самому добросовестному» таксисту, порекомендуют «наилучший в Перми» отель…

   
   

Нажал кнопку и…

По сравнению с другими профессиями, не требующими особых навыков, работа современных «фирменных» носильщиков довольно высоко оплачивается. Плюс различные бонусы (к примеру, за сверхурочные) и чаевые.

Хотя, как и прежде, ценится мускульная сила, на помощь ей всё чаще приходит техника. Так, в самолётах типа «Боинг-737» имеется транспортёр, загружающий багаж одним нажатием кнопки. К лайнерам вроде «Боинга-787» подъезжает спецавтомобиль с поддоном на поднимающемся пандусе.

Случается, конечно, что чемоданы при погрузке-выгрузке ломаются. Виновников наказывают материально, а пассажиру – с извинениями - предлагают либо денежную компенсацию, либо новый, лучше прежнего, чемодан.

Почему при такой чёткой логистике багаж всё же иногда теряется?

Обычно истории о потере багажа связаны с пересадками. Если времени между рейсами мало, есть шанс, что чемоданы отправятся следующим рейсом.

Ещё одна группа риска — это пассажиры, которые регистрируют багаж перед самым вылетом. Мораль: чем раньше зарегистрироваться, тем лучше. Ведь у логистов и грузчиков будет больше времени, чтобы обработать багаж. Если пассажир регистрируется в последний момент, его багаж всё равно нужно будет провести через рентгеновский сканер и довезти до самолёта, а на это может не хватить времени.

Если пассажир зарегистрирует багаж, а затем вдруг передумает ехать, лететь или плыть, перевозчику необходимо срочно найти и вернуть его багаж. Сложно? Отнюдь. На воздушные и морские суда багаж загружают в контейнеры мест примерно на 40-50. Чемоданы сканируют, и на каждом контейнере указаны их данные. Р-раз – и готово.

И, наконец, о случаях, когда пассажир напрочь забыл о сданных в багаж вещах. Потерянное относят в бюро находок, где оно ждёт хозяина до полугода. Затем кое-что утилизируется, кое-что распродаётся. Из зарубежных авиакомпаний так поступают Lufthansa и Air France, на море – Silja Line и Viking.

Смотрите также: