Пермские следователи приблизились к разгадке убийства великого князя

Михаил Александрович (слева) и Николай Жонсон. Снимок сделан в апреле 1918 года уличным фотографом на Сенной площади Перми. © / Архивное фото

Пермские следователи располагают новыми данными по делу об убийстве великого князя Михаила Романова.    
   

Подтвердился факт рождения в России его секретаря Николая Жонсона, ранее известного как Брайен Джонсон.

После революции 1917 года в обществе циркулировали слухи, что секретарь великого князя английский подданный и шпион. Как оказалось, Николай Николаевич (это подлинное имя секретаря) родился в Санкт Петербурге в 1876 году, был крещён в Казанском соборе, был русским дворянином и офицером в четвертом поколении.

Николай Жонсон (крайний справа) со своей семьёй. Фото: Архивное фото

В сентябре этого года потомок Жонсона, Николай Быстров, гражданин Чехии, представил доказательства рождения своего предка в России. Он дал показания в Следственном Комитете Российской Федерации по Пермскому краю и представил соответствующие документы.

Имя Браейн, как пояснили в пермском государственном архиве социально-политической истории, продукт пермской мифологиии. Это имя, широко используемое в литературе, не зафиксировано ни в каких официальных документах. Предположительно, оно возникло в результате неправильных записей.

Также, в пермском архиве появилась уникальная фотография Николая Жонсона с часами на руке. Предполагается, это те самые часы, которые были сняты с мертвого секретаря великого князя его убийцами. Эти же часы запечатлены на фотографии Маркова, предполагаемого участника убийства.

На руке комиссара Маркова (слева) часы, которые он, предположительно, снял с убитого секретаря. Фото: Архивное фото

Идентификация личности тайно убитого большевиками секретаря великого князя помогает историкам в восстановление правды тех лет. Из личных архивов семьи Николая Жонсона становятся известны детали жизни Перми столетней давности. Самое главное, как сказал директор пермского ГАСПИ Сергей Неганов, стало известно, что Николай Жонсон, русский дворянин, не был случайной жертвой во время убийства великого князя.

   
   

«Изначально, большевики планировали казнь великого князя. Секретарь Жонсон по своей воле остался с Михаилом Романовым. Он сделал выбор, соответствующий чести русского дворянина и офицера - быть с великим князем до самого конца».

Документы архива свидетельствуют, что секретарь пытался защитить своего патрона.

В ночь с 12 на 13 июля 1918 года, когда в гостиницу Королёвские номера приехали большевики, чтобы забрать великого князя, секретарь Жонсон звонил, пытаясь выяснить полномочия приехавших, затягивал время отъезда и лишь под дулами оружия покинул здание с великим князем Михаилом Александровичем. Также известно, что первым был убит именно он.

Напомним, останки великого князя Михаила Александровича и его секретаря Николая Жонсона до сих не найдены. В 2016 году дело об убийстве царской семьи активизировалось и эпизод убийства великого князя Михаила Александровича выведен в отдельное производство. Им занимается следственный комитет Пермского края.

По некоторым данным, следователям удалось вычислить предполагаемое место захоронения останков.