Пермь, 6 февраля – АиФ-Прикамье. Пермяку Михаилу Сизихину 20 лет. Некогда студент философско-социологического факультета пермского университета, он полностью посвятил себя бразильской культуре. Всё началось в 2008 году, когда он начал заниматься капоэйрой. Сейчас Михаил – сам тренер и руководитель пермского филиала одной из международных школ этого экзотичного боевого искусства.
Капоэйра в Перми
Впервые капоэйра появилась в Перми в 2006 году. Однако тогда это было что-то больше похожее на фитнес, нежели на настоящее боевое искусство. Тренироваться приходили, в основном, те, кто хотел заниматься чем-то необычным, но в то же время ради того, чтобы сбросить лишние килограммы. Позднее появились люди, которые были заинтересованы в тренировках настоящей капоэйрой. Они регулярно занимались, самостоятельно искали способы развиваться дальше, ездили на семинары в другие города. Как рассказал корреспонденту «АиФ-Прикамье» пермский капоэйрист Михаил Сизихин, «когда я познакомился с настоящей капоэйрой, для меня это было с одной стороны шоком, с другой – открытием. Тем не менее эти ощущения были приятные. После того, как поездил по другим городам, понял, что капоэйра стала для меня образом жизни».
На сегодняшний день в Перми тренируются группы двух международных школ капоэйры. Руководитель филиала одной из них – Михаил Сизихин. По его словам, нормальное развитие боевого искусства в столице Прикамья началось только с 2009 года.
Читайте также: | |
---|---|
Капоэйра – это танец? |
Михаил Сизихин: – В каком-то смысле я начал преподавать, потому что никто больше не хотел этим заниматься. Спустя какое-то время начали собираться люди, которые тоже хотели тренироваться, просили меня им помочь. Так я освоился в роли тренера.
«АиФ-Прикамье»: – У каждого есть свой учитель. Кого ты считаешь таковым?
М.С.: – Да, у меня есть учитель. Он бразилец и живёт в Англии. Его зовут Алешандри Феррейра (Alexandre Ferreira). Сейчас у него статус местре. В нашей среде его принято называть Местре Паренчи (Мestre Parente). Мы с ним довольно тесно общаемся, он часто бывает в России.
«АиФ-Прикамье»: – Ты ведь учился в университете. Почему бросил?
М.С.: – Это комплексная проблема. В то время, помимо тренировок, складывалась личная жизнь... И как-то мне не хватало времени на все. Но главная проблема – это все-таки то, что я ленивый (улыбается). На самом деле мне очень нравилось учиться.
«АиФ-Прикамье»: – А ты не хотел поехать учиться, например, за границу? Или, может быть, возникало желание там поработать, постажироваться? Например, по программе Work and Travel USA (Work and Travel USA - программа для тех, кому интересна летняя работа в США. Любой студент вуза может поучаствовать в Work and Travel).
М.С.: – Как-то с учёбой не сложилось, к сожалению. Да и по поводу заграницы мысли немного иные.
От студентов до кандидатов наук
Несмотря на свою лень, Михаил собрал свою группу, которая на сегодняшний день насчитывает порядка 10-15 человек. Среди них – как школьники и студенты, так и уже люди с образованием, представители серьёзных профессий. «Моей самой младшей ученице 9 лет, самому старшему ученику – 40 лет. В основном на тренировки приходят студенты и школьники старшего звена. А ещё у меня занимаются 3 кандидата наук и 2 готовятся стать кандидатами», – рассказывает Михаил.
О том, что в Перми есть капоэйра, люди узнают по «сарафанному радио». Иногда, правда, тренироваться приходят и те, кто целенаправленно искал информацию о занятиях в интернете. «Я вижу, что очень многим людям нравится капоэйра. Но большинство готово смотреть и не готово участвовать. Другие же смотрят на нас с недоумением, потому что это для них это что-то новое и экзотичное», – рассказывает Михаил Сизихин.
Сначала песни, потом – рода
Музыка в капоэйре – это неотъемлемая её часть. Она задаёт ритм, создаёт атмосферу. «Для меня это своеобразный индикатор – нравится или не нравится человеку такое начало. От этого зависит, как с ним дальше работать», – говорит Михаил.
Капоэйристский мини-оркестр состоит из перкуссионных музыкальных инструментов и беримбау (в Бразилии его называют «варганом живота»). Беримбау представляет из себя большой лук с натянутой вместо тетивы струной. Внизу беримбау расположена кабаса (по сути, это пустая сушёная тыква), она служит резонатором. Капоэйрист в одной руке держит беримбау, поддерживая мизинцем кабасу и держа в большом и указательном пальцах плоский камень, которым меняет тональность. Другой рукой музыкант ударяет по струне специальной палочкой – бакетой. Также в оркестре присутствуют такие музыкальные инструменты, как пандейру, агого, реку-реку и атабаки.
«Когда ты открываешь для себя музыку в капоэйре, ты открываешь для себя целую Вселенную», – отмечает пермский капоэйрист.
После музыкальной части идёт основная часть тренировки, где отрабатывается базовая техника, удары, уходы, броски, перемещения и капоэйристская акробатика. Все элементы включаются в связки, делая которые, начинающие капоэйристы учатся взаимодействовать друг с другом, играть.
В конце тренировки – обязательная растяжка.
Раз в неделю пермские капоэйристы собираются на роду. Рода – это круг, в который встают капоэйристы. Одни из них играют на музыкальных инструментах, остальные – поют и хлопают в ладоши. Два человека в это время находятся внутри роды и играют капоэйру.
М.С.: – Я всегда говорю ребятам, что это самый важный день недели. Мы играем капоэйру, вспоминаем и отрабатываем всё то, что учили. И в этот день мы обязательно надеваем белую форму.
Капоэйрист должен думать о безопасности
Играть капоэйру – это значит общаться с партнёром. В этом диалоге необходимо контролировать свои действия и уметь читать мысли другого капоэйриста, предугадывать его движения. Михаил Сизихин считает, что капоэйра не должна быть агрессивной. «Она должна быть веселой, красивой. Тогда люди могут делать быстрые удары, сумасшедшие прыжки. Можно делать всё, что будет доставлять удовольствие. Безопасность должна быть, прежде всего, у каждого в голове. У меня есть правило – ты можешь делать все что угодно, но при этом ты должен быть готов к тому, что и твой партнер может делать всё что угодно», – говорит он.
В ближайшие годы Михаил планирует отправиться в Бразилию – учиться капоэйре у мастеров. «Бразилия вдохновляет меня. Я вижу капоэйру как способ помогать себе и другим. В капоэйре есть такое свойство – делать людей лучше», – считает капоэйрист.
Смотрите также:
- Нарисованные дома. Как пенсионер открыл в себе талант художника в 73 года →
- Жизнь как творчество. Неравнодушие к любимому делу даёт человеку счастье →
- Екатерина Остапенко: «В нашем музее взрослые ведут себя как дети» →