Примерное время чтения: 6 минут
120

Дед Мороз - это тот же Гамлет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 19/12/2007

Проверено, если в кругу пермских журналистов заходит разговор о главном новогоднем персонаже, все неизменно вспоминают одну и ту же фамилию.

МЕЖ ТЕМ, её обладатель, заслуженный артист России, актёр краевого ТЮЗа Валерий Серёгин, по его собственным словам, считает себя, увы, уже Дедом Морозом на пенсии. С относительно недавнего, впрочем, времени.

Принц Датский в бороде из ваты

- ДЕСЯТЬ лет назад, в конце 1997-го, после премьеры документального фильма "Картины из жизни провинциального комика", снятого Павлом Печёнкиным именно про Вас, вышла статья "Гамлет, ставший Дедом Морозом". С тех пор Валерию Серёгину, казалось, уже никогда не избавиться от "бороды из ваты". И вот, говорите, на заслуженный отдых вышли. Надоел имидж, и решили обрубить концы?

- Нет, здесь - другая причина. Мне ведь, по-прежнему, нравится дарить детям чудо, и образ Деда Мороза - мой, но - устал. В общем, решил уступить дорогу молодёжи - своим коллегам по актёрскому цеху. И нынче, когда мне звонят потенциальные заказчики и предлагают выступить в новогоднем амплуа там-то и там-то, не просто отвечаю отказом, но рекомендую проверенную делом смену.

- А сам, значит, как разводящий в карауле у ёлки: сопровождаете на пост одного, другого, третьего.

- Да-да-да! Ну не всё же только мне "дедморозить". Пора уж и честь знать. Хотя, конечно, кусок жизни этому образу отдан внушительный. Лет, пожалуй, пятнадцать. Начиналось-то как: надо было на что-то жить, семью кормить, жену, троих детей. Решил подрабатывать стройкой, ремонтом квартир: всякие там плитки, штукатурки, кладки, кирпичи. Потом понял - не то. И, как сейчас помню, взял старый телефонный справочник, в нём - примерно 400-500 детских садов, да и стал обзванивать: Дед Мороз за пять рублей требуется? Не нужен - спасибо и извините, нужен - назначайте дату. Отработал в первых десяти садиках, в двадцати, в тридцати, азарт вспыхнул, появилась масса знакомых среди директоров и воспитателей. От них по городу и окрестностям добрый слух пошёл...

Главное - не зацикливаться

- Говорите - нравилось, но по сути ведь - банальная шабашка.

- Хотите - спорьте, но Дед Мороз, между прочим, сродни Гамлету. В том смысле, что тоже - непонятно какой. Типаж-то не прописан. С принцем Датским - даже легче: по Шекспиру он - толстый и с одышкой, а все наоборот играют от противного - худым. А за нашим красноносым дедушкой даже биографии никакой нет. То ли - подобревший и раздобревший Морозко, то ли - обрусевший Санта-Клаус. Но для меня основное, что этот персонаж несёт праздник. Люди, дети должны быть уверены, что праздник состоится. А когда меня разные дотошные бабушки ехидно спрашивали, почему я, положим, без посоха, всегда отвечал: вам что важнее - палка или подарок для внука? И вообще, шабашка шабашкой, но главное - не зацикливаться. С чего ради, скажем, Дед Мороз обязательно должен "барыню" плясать? По мне так, например, лучше: "Дед Мороз не устал, танцуем под хеви-металл!" Или - что-нибудь другое неординарное.

- Кстати, о молодых коллегах. Многие из них - уже в столице. Не жалеете, что остались на провинциальной сцене?

- Да, забирает Москва таланты, забирает. Наташа Шульга, Света Пермякова, Жанна Кадникова. Но это - их путь. В театр, пока я тут работаю, уже три поколения молодёжи пришло - не всем же в Перми оставаться. А моя жизнь, считаю, удалась здесь. Да и поздновато, по-моему, когда полтинник стукнул, отправляться покорять подмостки первопрестольной. Лучше, так сказать, первым парнем на деревне, чем одним из многих - там. А в Прикамье у меня - корни, друзья, связи, наконец. Прикипел, короче. И в нашем ТЮЗе мне нравится: труппа спаянная. Иногда днями-ночами работаешь, за временем не следишь - пока в поиске. Бывает, что и запал проходит, тогда с главным режиссером Михаилом Юрьевичем Скомороховым начинаешь ругаться. Я вообще считаю, что работа над ролью требует ругани до седьмого пота. Ведь если всё будет ровно на репетициях, то и спектакль выйдет таким же. Не взрывным, не весёлым, не грустным - ровным, а значит, и зритель с него уйдёт никаким.

Удача любит терпеливых

- А участие в постановке Михаила Юрьевича "Чонкин" по Войновичу легко далось? Всё-таки три роли сразу.

- Так там - почти у всех ведь по три роли. Мои, знаете же: кабан Борька, сержант НКВД Свинцов и Иосиф Сталин. Сержант - персонаж достаточно привычный, а ради Борьки пришлось понаблюдать за свинской жизнью. Сначала - в зоопарке, потом - на свинокомплексе под Краснокамском. Изучил фактуру, пластику, на ней образ и сделал. А вот с "вождем и учителем" был напряг и зажим, в чём я откровенно режиссёру признавался. Ну не знал, как играть. Нужен акцент - не нужен? Нужна сухорукость - не нужна? Притом, это же - Сталин. Как показать его так, чтобы и старики не обиделись, и молодой зритель всё понял? Но в итоге роль пошла. С музыкальной этой фантасмагорией побывали уже в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. И везде зритель и критики принимали очень хорошо. Доволен работой режиссёра и труппы, сценарием Ксении Гашевой и сам автор книги-первоисточника. По словам Войновича, это лучшая театральная интерпретация его "Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина". Отдельное спасибо сказал, кстати, за наши "скотские" персонажи. За кабана, корову Красавку, козу Машку, за мерина Осовиахима в исполнении Ивана Донца.

- Итак, уходящий год Кабана прошел для актёра Серёгина как раз в образе хряка Борьки. Неумолимо приближающийся 2008-й - год Золотистой Крысы. Причём восьмерка - горизонтальная - ещё и символ бесконечности. И, наконец, Вы-таки пермский Дед Мороз, хоть и удалившийся на покой. А стало быть, имеете полное право заглянуть в будущее и поделиться увиденным.

- Нет уж, прогнозов не люблю. Но вот пожелать что-нибудь читателям "Аргументов и Фактов - Прикамье" могу с удовольствием. И раз уж считаете Дедом Морозом, то пожелаю, наверно, терпения. Все идёт, как идёт, и пусть всё, чего ждёте, сбудется. Удача вообще больше любит терпеливых.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах