Прошедший год был объявлен годом русского языка во всем мире. Наш краевой центр, похоже, этого не заметил.
Две проблемы - безграмотная реклама и импортные бренды на английском языке - на пермских улицах остались. Если посмотреть на всё, что вывешено на массовое обозрение, то создаётся впечатление, что рекламодатели не ведают, какого качества продукцию они получают на руки.
Экстремальное чтиво
Похоже, пермские пиарщики понятия не имеют о знаках препинания, навсегда выведя их из обращения, как царские рубли. Но гораздо больше раздражают орфографические ошибки. "Шедевры" всюду: в названиях заведений, вывесках, объявлениях в банках, поликлиниках, аптеках, городском транспорте.
Возьмём микрорайон Парковый. Есть там магазин-пекарня "Бриош". Это слово - существительное женского рода, а потому пишется с мягким знаком, как и брошь, рожь. Изготовителю вывески стоило заглянуть в орфографический словарь. Так же, как и в других случаях. В магазине "Чкаловский" нам предлагают галА-
геновые лампы. В торговом центре "Уралимпэкс" существует цокАльный этаж. В магазине на улице Подлесной рекламируют нечто
гАбеленовое. На китайском рынке видим киоск с вывеской "ВидИо". А в парке отдыха рекламный щит зазывает на экстрИмальную трассу. Там же, в объявлении на аттракционе наш аппарат обозван вестибЮлярным. А вот на улице Ленина висячая реклама мехового салона предлагает шубы из шиншиЛы. Зовут посетить "КоЛЛизей". Вагон трамвая
4-го маршрута приглашает на семЕнары. По дороге на рынок "Гача" можно поесть в закусочной "АБшерон". На въезде в Закамск несколько раз натыкаемся на рекламу рефрижИраторов.
Добро пожаловать. Если хотите
Кроме безграмотности, пермская реклама раздражает назойливостью и бес-толковостью. Речь идёт о массовом "десанте" вывесок "Мы открыты" и "Мы открылись". Они заполонили весь город. Во-первых, кто "МЫ"? Если речь идет о коллективе, то каким образом он может открыться? Тем более, ночью, когда вывески никто не снимает. Выглядят они весьма нелепо. Во-вторых, открыться может офис, магазин, салон. Тогда и вывеска должна быть соответствующей: "Открыто".
Безграмотная реклама оскорбительна для нас, вынужденных читать её. Собственно, это демонстрация равнодушия рекламодателя к потенциальным клиентам, покупателям. Мы ведь не Митрофанушки.
Помнится, ещё Гоголь ехидничал над лавочниками, "обзывающими" свои заведения на французский манер. Времена давно другие, а желание выпендриться осталось. Город пестрит малопонятными для многих названиями: "Каро", "Патио", "Мелогран", "Бриошь", "Негоция", "Парк-авеню". Шокировало название "Чайня". Это что, по аналогии с кофейней?
Пермь, где иностранцев раз-два и обчёлся, буквально утопает в англоязычных вывесках. Для кого они? Вот специальная пивная для ирландцев, где они могут пропустить кружку-другую эля. А "Cinema" на крыше "Колизея" в центре города? Почему не киноцентр? Мы также не хотим бесконечных "Sale" вместо "скидка". Мы не хотим считать в центах, у нас рубли в ходу. Почему нас вынуждают жить в окружении англоязычной пропаганды всего, что можно продать и предложить?
Мы живём в российском городе. И имеем право на собственный язык. Тем более, что других фамильных ценностей, кроме родного языка, у нас уже и не осталось.