Примерное время чтения: 5 минут
99

О критериях кадрового отбора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 24/12/2008

ДО КРИЗИСА все только и говорили о кадровом голоде, причём применительно ко всем отраслям экономики. Работодатели перекупали сотрудников у конкурентов, разрабатывали замысловатые программы мотивации. В общем, чем бы дитя ни тешилось - лишь бы работало.

ЕЩЁ летом некоторые компании объявляли о приёме новых сотрудников. Теперь эти кадры из категории дефицитных перешли в разряд лишних. Как в таких условиях ведут себя работодатели? Каким образом выбирают претендентов на сокращение? А кого хотят удержать?

Предновогодние "подарки"

ПО ПРОГНОЗАМ Агентства по занятости населения Пермского края, интенсивность сокращений в декабре по сравнению с ноябрём возрастёт почти в четыре раза. В этом месяце уведомления о возможном увольнении получили около трёх тысяч жителей Прикамья. Самые же значимые сокращения, по данным центра занятости, коснулись обрабатывающих производств. По предварительным данным, в декабре среди лидеров увольнений - ОАО "Чусовской металлургический завод" и ЗАО "Сибур-Химпром". В обоих предприятиях планируется сократить больше ста человек. По прогнозам на январь, самые массовые сокращения предстоят ЦБК "Кама" - уведомления получат почти четыреста человек; более четырёхсот планируется сократить в феврале. Лидер февраля - ОАО "Камский кабель": здесь собираются уволить больше пятисот человек.

Чем выше, тем больнее

ПО МНЕНИЮ директора кадрового агентства "Имидж Профи" Ирины Лаповой, меньше всего из-за кризиса пострадают рядовые сотрудники: - Если из одного подразделения сокращают больше чем 45% штатной численности, то директор по персоналу обязан сообщить об этом в центр занятости. Фактически же люди обычно трудоустраиваются на этом же предприятии. Рядовым сотрудникам, которые не имеют высшего образования, большого опыта, работы хватит всегда. Даже если их в одном месте сократят, в другом всё равно примут. Вторая категория - специалисты с законченным высшим образованием, с опытом работы один-два года. Сегодня это более уязвимая часть. Офис-менеджеры, секретари, бухгалтеры, экономисты, кредитные и финансовые работники, пиарщики, бренд-менеджеры, маркетологи, менеджеры по персоналу. Им не сложно найти новую работу, но зарплата будет ниже. Третья категория - руководители среднего звена, главные бухгалтеры, начальники отделов, главные специалисты со статусом руководителей, - эти люди самые уязвимые. Они имели зарплату выше среднего по рынку и хотят сохранить её, что, по сути, невозможно: чем выше уровень управления, тем меньше мест под солнцем. В семи случаях из десяти возврат к прежнему уровню жизни невозможен на ближайшие год-два.

Останутся самые незаменимые...

РАБОТОДАТЕЛИ поясняют, что сохранят в своих компаниях тех, без кого обойтись нельзя. Для таких сотрудников будут созданы наиболее благоприятные условия. - У нас массовых сокращений на предприятии нет. Но все управленцы работают четыре дня в неделю. Это почти две трети компании, - комментирует ситуацию генеральный директор ОАО "Камтэкс - Химпром" Оксана Бреднева. - Мы рассматриваем возможность направить людей в административные отпуска. Но одновременно даём понять, что компания их не бросит, что мы сделаем всё, чтобы они чувствовали себя уверенно. - Применяются все меры, в том числе и увольнения, - рассказывает директор по маркетингу автохолдинга "Машинный двор" Алексей Разорвин. - Суммарный фонд оплаты труда сокращается на 30-40%. Но высококвалифицированных сотрудников, работающих в компании длительное время, эти изменения затронут в меньшей степени. Например, работников из области сервиса, в обучение которых вкладывались деньги, это практически не коснётся. Более того, в связи с тем, что увеличиваются время и срок эксплуатации автомобилей, нагрузка на этих людей растёт. Здесь, наоборот, численность персонала может увеличиться. В большей степени может пострадать отдел продаж. Если раньше продавалось двести-триста автомобилей, то и штат продавцов составлял десять-пятнадцать человек. Если платёжеспособный спрос позволяет продать в полтора раза меньше, то под него мы и планируем свои ресурсы.

...и самые _ производительные

В КРИЗИСНЫЕ времена большинство предприятий пересматривают систему мотивации сотрудников. Если раньше зарплаты немного опережали реальный рост производительности труда, то сейчас таких поблажек ждать не приходится. - Кризис - это снижение покупательской способности. Значит, каждый клиент на вес золота. Если его встретит нерадивый продавец - это будет настоящий кризис для компании, - считает исполнительный директор сети "Фото Мир" Кирилл Ненашев. - Разница между продажами у хорошего и плохого продавца - 25-30%. Мне как руководителю выгоднее платить на 30% больше хорошему продавцу при условии, что у него растёт производительность труда на 30%. С наступлением кризиса появились прекрасные условия, чтобы получить более качественно работающих сотрудников.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах