
ДО КРИЗИСА все только и говорили о кадровом голоде, причём применительно ко всем отраслям экономики. Работодатели перекупали сотрудников у конкурентов, разрабатывали замысловатые программы мотивации. В общем, чем бы дитя ни тешилось - лишь бы работало.
ЕЩЁ летом некоторые компании объявляли о приёме новых сотрудников. Теперь эти кадры из категории дефицитных перешли в разряд лишних. Как в таких условиях ведут себя работодатели? Каким образом выбирают претендентов на сокращение? А кого хотят удержать?
Предновогодние "подарки"
ПО ПРОГНОЗАМ Агентства по занятости населения Пермского края, интенсивность сокращений в декабре по сравнению с ноябрём возрастёт почти в четыре раза. В этом месяце уведомления о возможном увольнении получили около трёх тысяч жителей Прикамья. Самые же значимые сокращения, по данным центра занятости, коснулись обрабатывающих производств. По предварительным данным, в декабре среди лидеров увольнений - ОАО "Чусовской металлургический завод" и ЗАО "Сибур-Химпром". В обоих предприятиях планируется сократить больше ста человек. По прогнозам на январь, самые массовые сокращения предстоят ЦБК "Кама" - уведомления получат почти четыреста человек; более четырёхсот планируется сократить в феврале. Лидер февраля - ОАО "Камский кабель": здесь собираются уволить больше пятисот человек.
Чем выше, тем больнее
ПО МНЕНИЮ директора кадрового агентства "Имидж Профи" Ирины Лаповой, меньше всего из-за кризиса пострадают рядовые сотрудники: - Если из одного подразделения сокращают больше чем 45% штатной численности, то директор по персоналу обязан сообщить об этом в центр занятости. Фактически же люди обычно трудоустраиваются на этом же предприятии. Рядовым сотрудникам, которые не имеют высшего образования, большого опыта, работы хватит всегда. Даже если их в одном месте сократят, в другом всё равно примут. Вторая категория - специалисты с законченным высшим образованием, с опытом работы один-два года. Сегодня это более уязвимая часть. Офис-менеджеры, секретари, бухгалтеры, экономисты, кредитные и финансовые работники, пиарщики, бренд-менеджеры, маркетологи, менеджеры по персоналу. Им не сложно найти новую работу, но зарплата будет ниже. Третья категория - руководители среднего звена, главные бухгалтеры, начальники отделов, главные специалисты со статусом руководителей, - эти люди самые уязвимые. Они имели зарплату выше среднего по рынку и хотят сохранить её, что, по сути, невозможно: чем выше уровень управления, тем меньше мест под солнцем. В семи случаях из десяти возврат к прежнему уровню жизни невозможен на ближайшие год-два.
Останутся самые незаменимые...
РАБОТОДАТЕЛИ поясняют, что сохранят в своих компаниях тех, без кого обойтись нельзя. Для таких сотрудников будут созданы наиболее благоприятные условия. - У нас массовых сокращений на предприятии нет. Но все управленцы работают четыре дня в неделю. Это почти две трети компании, - комментирует ситуацию генеральный директор ОАО "Камтэкс - Химпром" Оксана Бреднева. - Мы рассматриваем возможность направить людей в административные отпуска. Но одновременно даём понять, что компания их не бросит, что мы сделаем всё, чтобы они чувствовали себя уверенно. - Применяются все меры, в том числе и увольнения, - рассказывает директор по маркетингу автохолдинга "Машинный двор" Алексей Разорвин. - Суммарный фонд оплаты труда сокращается на 30-40%. Но высококвалифицированных сотрудников, работающих в компании длительное время, эти изменения затронут в меньшей степени. Например, работников из области сервиса, в обучение которых вкладывались деньги, это практически не коснётся. Более того, в связи с тем, что увеличиваются время и срок эксплуатации автомобилей, нагрузка на этих людей растёт. Здесь, наоборот, численность персонала может увеличиться. В большей степени может пострадать отдел продаж. Если раньше продавалось двести-триста автомобилей, то и штат продавцов составлял десять-пятнадцать человек. Если платёжеспособный спрос позволяет продать в полтора раза меньше, то под него мы и планируем свои ресурсы.
...и самые _ производительные
В КРИЗИСНЫЕ времена большинство предприятий пересматривают систему мотивации сотрудников. Если раньше зарплаты немного опережали реальный рост производительности труда, то сейчас таких поблажек ждать не приходится. - Кризис - это снижение покупательской способности. Значит, каждый клиент на вес золота. Если его встретит нерадивый продавец - это будет настоящий кризис для компании, - считает исполнительный директор сети "Фото Мир" Кирилл Ненашев. - Разница между продажами у хорошего и плохого продавца - 25-30%. Мне как руководителю выгоднее платить на 30% больше хорошему продавцу при условии, что у него растёт производительность труда на 30%. С наступлением кризиса появились прекрасные условия, чтобы получить более качественно работающих сотрудников.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть