Примерное время чтения: 10 минут
1063

Охотники за головами острова Борнео

Фото: АИФ

 

Часть 1 >>

Часть 2 >>

Пермь, 21 февраля - АиФ-Прикамье. Не выходя из аэропорта в Куала-Лумпуре, мы пересели в самолёт, летящий в Кото Кинабалу – столицу штата Сабах восточной Малайзии. Этот штат расположен на острове Борнео, который индонезийцы называют ещё островом Калимантан. На большинстве карт он так и обозначен. Этот третий в мире по величине остров Малайзия и Индонезия делят ещё с маленьким государством Бруней. Об удивительной природе этого острова даже писал знаменитый Майн Рид. Здесь были сняты известные голливудские фильмы о Кинг-Конге. 

 

Фото Татьяны Плешаковой

 

Но прежде всего, остров Борнео известен во всём мире племенами даяков – охотников за головами, проживавшими когда-то в зарослях местных джунглей. Мужское население одних племён постоянно сражались за выживание с мужчинами других племён. Они были отважными воинами, не дорожившими ни своей, ни чужой жизнями. Свою зрелость юноша мог доказать только, преподнеся будущей невесте и её родственникам человеческую голову. Когда началась Вторая мировая война и японцы оккупировали побережье Борнео, они решили воспользоваться традицией даяков и предложили им по 500 рупий за голову каждого белого. Тогда многие европейцы потеряли свои головы. Когда же на острове высадились австралийцы и англичане, они, в свою очередь, пообещали даякам по ружью за каждую японскую голову. Это сильно вдохновило неукротимых воинов, и тогда на охоту отправились уже все даяки. После войны кровавый обычай был запрещён британскими властями. Но какое-то время этот закон ещё нарушался. Однако если охотник за головами был найден, его ждала смертная казнь. Постепенно под давлением сурового закона традиция начала уходить в прошлое. Последний случай исчезновения англичан, приехавших изучать флору и фауну джунглей, зафиксирован в восьмидесятых годах прошлого века. Их вещи были найдены в гостинице, но о самих исследователях больше никто никогда не слышал.

Сейчас на малазийской части острова такая же цивилизованная жизнь, как и во всей стране. Но уровень жизни в штате Сабах несколько ниже, чем в центральной части Малайзии. Это объясняется тем, что все основные производства расположены на полуострове Малакка. Однако власти реализуют множество социальных программ для жителей штата. Например, если у семьи за месяц счётчик «наматывает» сумму в переводе на наши деньги до 200 рублей, то правительство расчёт берёт на себя. Логика при этом такая: раз показатели за пользование электроэнергией небольшие, значит семья бедная, не имеет холодильника, телевизора и стиральной машины. Если счета вырастают, значит, у людей появились деньги на бытовую технику, значит, они сами могут оплачивать свои счета.

Самая большая достопримечательность в Кото Кинабалу – это вершина горы Кинабалу высотой 4095 метров над уровнем моря, занесенная в список мирового наследия ЮНЕСКО. Остров вообще изрезан вдоль и поперёк живописнейшими горными хребтами. Кстати, поскольку Борнео – горный район, передвижения по дорогам связаны с опасностью для жизни и здоровья людей, местные власти раз в год всем владельцам машин бесплатно меняют колёса.

Говорят, в древние времена, когда ледник двигался с севера к экватору, он остановился как раз, не достигнув острова Борнео. Поэтому именно в этом месте на земле сохранились древнейшие растения, которых больше нет нигде в мире. Например, древовидный папоротник. Нам посчастливилось в первый же день пребывания на Борнео попасть на экскурсию, причём,  с русскоговорящим гидом Ириной, по Национальному парку Борнео. Мы долго ехали по серпантину, поднимающемуся в гору, изредка останавливаясь, чтобы сфотографироваться на фоне необычайных красот. Потом, покинув микроавтобус, поднимались в гору по специально обустроенным тропам. Затем прошли по подвесным обзорным мостам, сооруженным американскими миссионерами на 40-метровой высоте в кронах тропических деревьев над джунглями. Причём, мосты были из железного дерева – очень прочного, не поддающегося никаким гвоздям. Доски дерева были уложены на прочные канаты. А потом, как сказала гид, когда поры наши раскрылись, мы, спустившись к подножию гор, искупались в природных сероводородных источниках, естественная температура которых достигает 60 градусов. Для принятия ванн воды источников разбавляют обычной холодной водой. После этого купания долго ещё было ощущение шелковистости кожи.
Фото Татьяны Плешаковой

В этой же поездке нас ожидала ещё одна приятная неожиданность. В самом начале нашего пребывания в Малайзии один из гидов Куала-Лумпура убеждал нас, что наша мечта увидеть цветок раффлезии нереальна. Этот цветок – национальная гордость страны. В диаметре он может доходить до метра, а весить – до десяти килограммов. Его изображение есть даже на малазийских деньгах. Цветёт он всего несколько дней в году. Поэтому даже проводники, которые возьмутся сопровождать нас в джунгли, как утверждал этот человек, не всегда будут уверены в том, что мы застанем цветок в эстетическом виде. После того, как он отцветёт, он становится похож на коровью лепёшку. Раньше раффлезию можно было найти в национальном парке, но любознательные туристы сумели его истребить. И тогда правительство пошло навстречу крестьянам и стало платить за выращивание цветка дотацию.

В экскурсию посещение фермеров, выращивающих раффлезию, не входило. Но экскурсовод Ирина по нашей просьбе слегка изменила маршрут, и мы заехали в местечко, где крестьяне как раз занимались этим бизнесом. Цветок выращивался в небольшой загородке. Подойти к нему не разрешили, поскольку мы могли повредить его побеги. Сфотографировали издалека. Говорят, что вблизи раффлезия пахнет тухлым мясом. К счастью, издали мы не смогли этого ощутить.

Фото Татьяны Плешаковой

В этот день мы познакомились ещё с одним уникальным растением Борнео. В экскурсию входило посещение фруктового рынка, где мы могли попробовать все местные редкости. В первую очередь нас интересовал дуриан. Мы знали, что это очень вкусный фрукт, который при этом отвратительно пахнет. Но реальность превзошла все ожидания. Он остро пахнул сгнившим луком с примесью ещё каких-то тошнотворных запахов, а на вкус напоминал нежное сливочное, но очень приторное мороженое. Сочетание было такое странное, что мой мозг, сбитый запахом с толку, долго не мог уловить вкусовые ощущения. Я вспомнила одну публикацию, в которой женщина рассказывала, какие неприятные эмоции у неё были вначале, но как позднее она страстно искала повсюду дуриан, чтобы насладиться чудным вкусом. Её уже не смущал дурной запах, а полюбившийся вкус преследовал её даже во сне. После того, как я попробовала дуриан сама, я подумала, что у автора этой публикации бурная фантазия. К слову сказать, мы перепробовали в Малайзии много экзотических фруктов. Но мне кажется, что привычные нам плоды сочнее тропических и имеют больше вкусовых тонкостей. Экзотические фрукты мне показались примитивно приторными. А про дуриан не хотелось даже вспоминать. Этот запах ещё долго нас преследовал.  

С животным миром острова Борнео мы начали знакомиться, не выходя с территории отеля. В многочисленных прудах здесь жили вараны. Да не такие мелкие, которые встречаются в наших домашних аквариумах, а весьма значительных размеров – от 1,5 до 2,5 метров. Это были довольно мирные существа, выползающие на сушу, чтобы полакомиться хлебными крошками, которыми угощали их обитатели отеля.

 

Фото Татьяны Плешаковой

На территории другого отеля, куда мы на другой день съездили на такси, был небольшой зоопарк или, скорее всего, филиал национального парка острова. Там мы наблюдали за орангутанами (не путать с орангутангами) – одним из многочисленных видов обезьянами, живущих на этом острове. Орангутанов на земле осталось немного, они болеют такими же инфекционными заболеваниями, что и люди. Поэтому за ними можно наблюдать только лишь издали. Это очень разочаровало мою внучку Софию. За время нашего путешествия мы много раз встречались с обезьянами, кормили их с рук. И это вызывало у Соньки настоящий восторг. Причем, в каждом месте обезьяны были разными. Когда мы ездили на экскурсию со светлячками в западной части Малайзии, то по дороге останавливались у форта Мелавати, где десятки почти ручных чёрных обезьян-попрошаек (таких мы больше не встречали нигде) залезали нам на плечи, на головы, готовы были заглянуть в сумки, чтобы выхватить и засунуть в рот предложенное им угощение. В этот раз София так была расстроена, что отказалась поехать на экскурсию к другим знаменитым обезьянам Борнео – носочам, которых, нам сказали, тоже нельзя покормить. Но зато мы уговорили её сфотографироваться с маленькой зелёной змейкой в руках.

Фото Татьяны Плешаковой

В последний день своего пребывания на Борнео мы съездили на остров Манукан, чтобы поплавать с маской и ластами. Правда, я не большой любитель этого вида купания. И быстро отказалась от снаряжения. А вот девчонки мои наплавались вдоволь. Причём, София поначалу никак не хотела надевать спас-жилет. Но потом, когда она освоилась, вытащить из воды её было невозможно. Рыбы – большие, маленькие, полосатые, оранжевые, переливающиеся всеми цветами радуги – буквально кишели вокруг нас.

Фото Татьяны Плешаковой

Ночью мы улетели снова в Куала –Лумпур. Несмотря на ночной перелёт, ещё нашли силы днём съездить искупаться на водопады. Следующей ночью мы уже вылетели в Дубаи, откуда разъехались с девчонками в разные стороны. Они – в Каир, я – в Москву, откуда на поезде – в Пермь. Наше путешествие закончилось. Но впечатления от него переполняли  настолько, что даже сны после него стали сниться только цветные.  

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах