Теодор Курентзис возвращается в Пермь, чтобы провести Дягилевский фестиваль. В этом году он пройдёт с 11 по 20 июня. Для зрителей приготовили симфонические и камерные концерты, оперную постановку, перформансы и поэтические читки, классическую и альтернативную музыку.
Как сообщают организаторы, хедлайнером фестиваля станет оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
Какие сюрпризы ждут зрителей в этом году?
Классика на открытии
Откроется Дягилевский фестиваль симфоническим концертом оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Музыканты исполнят «Метаморфозы» Рихарда Штрауса и Шестую «Патетическую» симфонию Петра Чайковского. Оба произведения считаются вершиной жанра симфонической трагедии.
Готовя запись Шестой симфонии на лейбле Sony Classical в 2017 году, Теодор Курентзис отметил: «То, что я хочу привнести в эту музыку, — не сильные эмоции, не громкость и не безупречная форма. Я хочу привнести в нее “цветок раны” — совершенство церемонии, где собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, — а не просто дать концерт».
Шестую симфонию в интерпретации Курентзиса и musicAeterna зрители услышат 11 июня. Концерт пройдет в Большом зале ДК Солдатова.
Также в концертной части программы будет звучать барочная музыка, которую представит камерный оркестр из Москвы Rosarium (он исполнит сочинения Баха и Телемана 17 июня), и музыка начала и конца романтической эпохи в интерпретации musicAeterna (солисты оркестра сыграют произведения Шёнберга и Шуберта 13 июня).
Как обычно, на фестивале будет очень много новой музыки. Хор Пермской оперы Parma Voices под управлением Евгения Воробьева готовит подборку редко исполняемых сочинений композиторов XX века (16 июня).
Перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских сыграет сочинения для ударных соло (19 июня).
В последний день фестиваля, 20 июня, Московский ансамбль современной музыки будет исследовать бесконечные выразительные возможности новой музыки и современные исполнительские практики на материале произведений Курляндского, Александера Шуберта, Жодловски и Ксенакиса. Часть из этих сочинений прозвучат впервые.
Изюминка фестиваля - концерты на рассвете в Пермской художественной галерее – пройдут 12 и 18 июня. Уже стало традицией, что программу этой части фестиваля держат в тайне.
Симфония швейной машинки
Фестиваль зарекомендовал себя площадкой для творческого поиска новых форм и смыслов. Завсегдатаи уже знают, как звучат со сцены печатные машинки, а в этом году в ход пойдут сухие ветки, швейные машинки, механические сирены.
Постоянный участник фестиваля хореограф Анна Гарафеева представит свою новую работу — «Дыхание» (12 июня), в которой дыхание перформеров становится основой звуковой партитуры и хореографического текста.
Танц-перформанс «ТРУД.МАЙ» (12 июня) в постановке режиссёра и хореографа из Петербурга Сергея Ларионова — это исследование «человека в интерьере», построенное на интервью с портными и мастерами швейного дела и воплощенное в интерьере швейного цеха. Концерт-перформанс в двух частях Love Will Tear Us Apart (15 июня) строится вокруг образа разрушительной, но вдохновляющей любви и будет проходить в течение дня на двух разных площадках.
Впервые на фестивале выступит междисциплинарный художник Алексей Таруц с трансмедиальным спектаклем-ритуалом TOUAMOTU AKU AKU HIWA OA OANU RARAKU TOTO MATUA TOUAMOTA (17 июня).
На фестивале впервые будет исполнена офлайн-версия музыкального спектакля Кати Бочавар «Территория Гамлет» (18 июня) — вдохновленное личностью Аллы Демидовой размышление о поиске художником себя, в сопровождении музыки Алексея Сюмака, виртуозно стилизованной под барокко.
Мистерия на закрытие
Закрытием Дягилевского фестиваля 20 июня станет постановка, вписывающая оперу-мистерию Карла Орфа в индустриальный интерьер завода Шпагина. De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») — это масштабное произведение для множества солистов, нескольких драматических актёров, хора и громадного оркестрового состава с участием около 30 ударных инструментов.
Театральные работы Орфа практически неизвестны в России: их исполнение вызывает большие трудности. Оркестр Орфа — это крайне нестандартный состав. Солисты должны не только обладать актёрскими способностями, но и уметь отрешаться от актёрского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности. Хор Орфа должен уметь говорить и кричать, а драматические актеры — петь. Мистерии Карла Орфа близки к средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в храмах и на улицах. Постановку осуществляет молодой театральный и кинорежиссер, мультидисциплинарный художник Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис. Сопрано — Надежда Павлова.
Мастер класс от маэстро
Тема образовательной программы в этом году — «Взаимодействие»: взаимодействие на территории движения, голоса, ритма. Теодор Курентзис проведёт мастер-класс с симфоническим оркестром — для молодых дирижёров, участники фестиваля будут заниматься со студентами творческих вузов. Впервые будут организованы мастер-классы для учителей детских музыкальных школ. Заявки на участие можно подать на сайте фестиваля с 16 мая.
В течение всего фестиваля будет работать Фестивальный клуб, который в этом году разместится в пространстве частной филармонии «Триумф». С 11 по 20 июня здесь будут проходить трансляции и обсуждения событий основной программы, перформансы и творческие встречи.
Билеты на Дягилевский фестиваль можно будет купить с 24 мая на Яндекс Афише и в кассах Пермского театра оперы и балета.
Полная программа опубликована на официальном сайте Дягилевского фестиваля diaghilevfest.ru.
Кстати
«АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по дому Дягилева в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, рассмотреть со всех сторон уникальный памятник импресарио и увидеть другие редкие экспонаты музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев».
#НеизвестныйДягилев