Прекрасная музыка разливается по коридорам Дягилевской гимназии, обволакивая, как тёплая река. Сразу и не понимаешь, что так здесь звучит школьный звонок. Но стоит провести тут хотя бы полчаса – и эта особенность уже не удивляет. Ты понимаешь, что именно так здесь и должно быть.
Директор гимназии Раиса Зобачева всегда просит гостей внимательно слушать – музыку, слова, воспоминания. Беседа с ней выходит за рамки обычного разговора. Неспешно проводя по коридорам старого дома № 33 на Сибирской, она просит остановиться и прочитать вслух фразы известных русских поэтов, писателей. Подумать, поразмышлять, понять заложенный в них смысл.
Раиса Дмитриевна руководит гимназией с 1975 г., когда учебное заведение ещё носило имя Максима Горького. Она сохранила, а правильнее сказать, спасла историческое здание, где провёл детство Сергей Дягилев, прославивший русское искусство и культуру. Ей вместе с коллективом гимназии удалось сохранить в этом доме дух знаменитого пермского рода, открыть единственный в мире музей, посвящённый великому импресарио. 31 марта исполняется 150 лет со дня его рождения.
Серебряная нить
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Раиса Дмитриевна, вы столько лет отдаёте много своему делу. Как хватает сил?
Раиса Зобачева: Если бы не гимназия, я бы никогда не смогла преодолеть всё, что было на моём пути. Наш дом одухотворён семьёй Дягилевых. Он для нас всех – как серебряная нить Ариадны, которая может вывести из сложного лабиринта. Поэтому всё, то задумано, всегда получается. У дома очень сильная энергетика. Чувствую её до мурашек. Порой создаётся впечатление, что все Дягилевы здесь, с нами. Однажды к нам заходила мать Теодора Курентзиса Мария. Она тоже музыкант. Помню, она вдруг схватилась за голову и говорит: «Знаете, ведь они здесь все живут, я буду сюда приезжать». Я говорю: «Мы всегда рады всем, кто приходит сюда». И ведь какое совпадение – Мария живёт в Афинах, а в XIX в. этот дом называли пермскими Афинами, так как Дягилевы очень много сделали для развития культурной жизни города.

– Сергей Дягилев – неординарный человек, уникальная личность. Кто он для вас?
– Дягилев открыл миру Россию, а России – себя. Чем дальше уходит в даль времён Сергей Павлович, тем значимее становится его фигура. Первые постановки «Русских сезонов» были связаны с русской музыкой и культурой, историческим наследием. Мир был очарован русской культурой. Дягилев часто говорил: «Мне до боли сердечной обидно, когда дурно говорят о России». Сергей Павлович сделал много, чтобы это мнение изменить. Все Дягилевы служили Отечеству, проходили военную службу. А у него был свой бой. Он говорил, что победа русского искусства за рубежом для него важнее вопросов жизни и чести.
Он любил землю, где родился. И питался этими воспоминаниями. Сергей Лифарь писал, что в день, когда Дягилев умирал (19 августа 1929 г.), в Венеции была невиданная по силе буря. Море вышло из берегов, главную площадь залило, небо озаряли молнии, земля дрожала, деревья вырывало с корнями. Когда всё успокоилось, перед заходом солнца ему на лицо упали лучи. По лицу скатились две слезы, и он сказал: «В Перми не был». В последний раз он был здесь в 1904 году. Вот такая судьба.
Кому в науку, кому в награду
– А вы в судьбу верите?
– Так она каждому дана – кому в науку, кому в награду. Сама жизнь определяет твоё место и служение. У человека должна быть внутренняя свобода и обязательства. Обязательства диктуют нравственные законы, заложенные в любой религии. Основная идея в любой молитве – это вера. Со мной всегда молитвослов Иоанна Кронштадтского. К нему обращаюсь. Но к каким именно строкам, сказать не смогу – о заветном молчат.
– Вы много сделали, чтобы сохранить историческое здание гимназии. Его действительно собирались сносить?
– Да. Такое решение было принято в 80-е годы. Но его удалось сохранить. Я из года в год просила, чтобы в здании сделали ремонт. И это произошло. Тогда начали открывать тайны дома, которые были скрыты. Когда чистили стены, нашли надпись в коридоре – «За побег со службы в военное время – каторжные работы». Мы тогда не знали, откуда она. Я сказала, что тот, кто найдёт, что прежде находилось в здании, получит месяц отпуска. Учитель истории Людмила Бессонова поработала в архивах и выяснила, что в годы гражданской войны в здании стояла охранная рота Колчака. Кроме того, над дверями классов были номера, так как во время Великой Отечественной в доме размещался госпиталь № 1713.
Мы ведь занимаемся не только историческим зданием гимназии. С ребятами постоянно ездим в имение Дягилевых, что в Бикбарде. Мысли мои всегда о том, чтобы привести его в порядок. Пока оно находится в печальном состоянии, всё разрушено. Осталось всего несколько зданий. Предлагала в доме Дягилевых сделать дом культуры и отдыха для артистов, например, чтобы его сохранить. Предложение осталось без внимания. У храма, который строили Дягилевы, сейчас нет куполов. Но хоть он снова стал храмом. Я даже не хочу вспоминать, что там находилось в XX в. Радует, что нам удалось поучаствовать в восстановлении Никольского храма в Чернушке.
Огромная душа
– Ваши ребята не только в Бикбарду ездят. Знаю, что они посещают многие знаковые места, экскурсии могут провести лучше профессиональных экскурсоводов.
– Во время учёбы каждый ученик должен проехать по знаковым территориям Пермского края. Это «серебряное кольцо Прикамья» – Чердынь, Ныроб, Соликамск, Усолье, Кудымкар, Ильинский, Добрянка, Пермь, Оса, Кунгур. Ребята сами проводят экскурсии по музею Дягилева, по ул. Сибирской – от гимназии до оперного театра. Есть маршруты до детской библиотеки им. Кузьмина (прежде это был дом Жмаевых, родственников Дягилевых). Да что Пермский край – мы с ребятами всю Россию объехали. Программу экскурсий разработала наш бывший педагог Ольга Калугина, которая уехала в Муром. Так вот она на свою учительскую пенсию издала репринтное издание собрания русской живописи XVIII в. В книге собраны портреты кисти художника Дмитрия Левицкого, которого для публики заново открыл Сергей Дягилев. Именно он в начале XX в. организовал в Таврическом дворце выставку забытых художников прошлого. Так что Сергей Дягилев – это не только «Русские сезоны».
– Дети учатся в окружении истории, впитывают её, осмысливают. Это их меняет?
– Конечно. Когда мы куда-то едем и стоим с ребятами у вагона поезда, то нам говорят, что наши дети действительно отличаются от обычных школьников. Мы говорим, что всех, кто учится и работает в школе, родителей объединяет некое генетическое национальное сознание. «В твоих, Россия, малых городах живёт душа, огромная такая. Ты посмотри – космические дали, взгляни своими звёздными очами на наш российский солнечный алтарь с берёзовыми светлыми очами». Эти стихи написали наши дети.
– В актовом зале гимназии установлен памятник Сергею Дягилеву работы Эрнста Неизвестного. Работа во всех смыслах весомая, смонтировать его, очевидно, было сложно. Это желание скульптора создать такую работу и разместить его в здании на Сибирской?
– Да, Эрнст Неизвестный воспринимал Дягилева как человека эпохи возрождения, поэтому он увлёкся им и прочитал всё, что мог про Сергея Павловича. Создание памятника было его профессиональным устремлением. В то время скульптор жил в Америке, и дважды к нему ездили. Когда памятник прибыл в Пермь и мы его распаковали, увидели, насколько он красив. Сначала власти хотели установить его в театре оперы и балета, но не получилось из-за старых перекрытий. Потом решили поставить его на углу улиц Луначарского и Сибирской, чтобы появилась маленькая площадь имени Дягилева. Но этот вариант не был принят. К тому же выяснилось, что памятник покрыт патиной, поэтому нужно всё-таки установить его в закрытом помещении. Шла долгая переписка с Эрнстом Неизвестным. Он писал, что монумент нужно поставить только в гимназии. «В Дягилевке – и никаких гвоздей», – говорил он. Установить памятник у нас было, конечно, сложно. Он тяжёлый – больше шести тонн. И высота у него почти пять метров. Чтобы внести его в здание пришлось разобрать крышу. Когда поставили памятник на место, то всё заскрипело – он «потянул» за собой полы. Пришлось укреплять фундамент. В итоге, как сказали дети, судьбе было угодно, чтобы Дягилев вернулся домой.
Кстати
«АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по дому Дягилева в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, рассмотреть со всех сторон уникальный памятник импресарио и увидеть другие редкие экспонаты музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев».
#НеизвестныйДягилев
Знаменитая пермская семья: в Перми пройдёт выставка к 150-летию Дягилева
Он умел быть успешным. Кем был Сергей Дягилев для русского искусства
Музыка души. Как Дягилевы повлияли на развитие культурной жизни Перми
300 лет на двоих. Что связывает Сергея Дягилева и Пермский оперный
Пермские Афины. Где находится единственный мемориальный музей Дягилева?