В пермском Доме актёра проходят премьерные показы спектакля «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Николая Гостюхина.
Шкатулка фокусника
Пьесу об иллюзорности любви и относительности всего сущего Иван Вырыпаев написал и сам же поставил в театре «Практика» ещё десять лет назад. Но интерес к ней со стороны других режиссёров-постановщиков не угасает. Ведь «Иллюзии» как шкатулка фокусника, в которой есть и второе, и третье, и четвёртое дно.
Две пожилые супружеские пары (всем героям пьесы уже за 80) всю жизнь жили по соседству и дружили семьями. Факты их биографий давно и чётко определены. Но вот что касается области чувств, то тут, как оказывается, всё очень зыбко.
Начинается история с того, что перед смертью один из героев, Денни, горячо благодарит свою жену Сандру за счастливо прожитые в браке более чем полвека. По его словам, убеждённость жены, что настоящая любовь может быть лишь взаимной, помогала и ему избегать в жизни соблазнов. Однако когда черёд уйти в мир иной приходит Сандре, она признаётся главе второй семьи, Альберту, что по-настоящему всегда любила только его, а вовсе не Денни.
Думаете, после такого признания 84-летний Альберт прозревает, что и он на самом-то деле любил не свою жену Маргарет, а жену соседа Сандру? А Маргарет, отвечая уколом на укол, говорит ему, что они с Денни долгие годы были любовниками? Точно! Но Вырыпаев не был бы Вырыпаевым, если бы превратил пьесу в эдакую мыльную оперу. Фраза «Это была шутка» звучит у него не раз. Мелодрама искусно переплетается с гротеском. Сюжетные повороты абсолютно неожиданны. И большой знак вопроса до конца нависает над всеми персонажами: а так ли это, не обманываете ли вы себя и друг друга?
Как найти точку опоры
В постановке Николая Гостюхина роли четверых пожилых людей, для которых незыблемое вдруг оказалось иллюзорным, исполняют ведущие артисты Театра-Театра Елена Старостина, Вячеслав Чуистов, Евгения Барашкова и Андрей Дюженков. Впрочем, они тут не столько персонажи, сколько рассказчики, представляющие героев пьесы. Артисты по очереди выходят на сцену и рассказывают истории Сандры и Денни, Маргарет и Альберта, в преклонном возрасте осознавших неоднозначность своего жизненного опыта.
Место действия пермского спектакля - бесконечное космическое пространство. Оно наделяет рассказываемые истории вневременным статусом и особенным смыслом. В этом режиссёру помогают художник по свету Алексей Хорошев из Пермского театра оперы и балета и дизайнер, преподаватель школы «Точка» Никита Гойнов. Музыку написал молодой берлинский музыкант русского происхождения IVAN.
«Мне кажется, очень важно было сделать этот спектакль именно сейчас. Потому что он не только о глубоком понимании любви, о благодарности. Он ещё и о том, как обрести некую точку опоры в вечно меняющемся мире, особенно в наше непростое пандемийное время. Очень важно поговорить об этом искренне, с глазу на глаз. И обстановка здесь – глаза в глаза - по-моему, этому способствует», - сказал перед началом спектакля Николай Гостюхин.
Спектакль не только о глубоком понимании любви, о благодарности. Он ещё и о том, как обрести некую точку опоры в вечно меняющемся мире, особенно в наше непростое пандемийное время.
Это не первая режиссёрская работа Николая. Выпускник филфака Пермского госуниверситета, он несколько лет издавал интернет-журнал «Рыба», посвящённый культуре. Потом переехал в Берлин, где начал писать собственные пьесы, а также ездил учиться к известному российскому драматургу Ивану Вырыпаеву, живущему теперь в Варшаве.
Дебютом Гостюхина-режиссёра была «Иранская конференция», показанная в пермской филармонии «Триумф» и в ПГНИУ весной 2019 г. Через год – «Волнение» в том же «Триумфе». И вот сейчас «Иллюзии» в Доме актёра. Автор всех трёх пьес – Иван Вырыпаев.
«Драматургия Вырыпаева – на мой взгляд, жемчужина российского театра. Очищающий и сокровенный разговор, которого нам часто не хватает, - поделился Николай Гостюхин. – Его пьесы стали для меня точкой входа в театр - и своеобразным закруглением трилогии. Я называю её «чувственной трилогией». Мне важно завершить её именно «Иллюзиями».
Ну а насколько важен такой разговор для зрителей, было понятно по их долгим аплодисментам. Значит, попадает спектакль в точку, задевает душевные струны.