Примерное время чтения: 10 минут
414

«Я уже умер?» На вернисаже, посвящённом Алексею Мирошниченко, царила магия

Вера Шуваева / АиФ

24 мая в Центральном выставочном зале открылась выставка «Маг танца». Она посвящена предстоящему юбилею руководителя Пермского балета, хореографа Алексея Мирошниченко и рассказывает о его работе в Перми. На вернисаже побывала корреспондент сайта perm.aif.ru.

Как вы яхту назовёте

Название выставки неслучайно. Во-первых, Алексей Мирошиченко ещё в 2015 году стал лауреатом премии «Душа танца» журнала «Балет» именно в номинации «Маг танца». Во-вторых, с помощью балета он не столько разбирается с собственными творческими вопросами, сколько решает задачи, которые перед ним как постановщиком и руководителем труппы ставит жизнь. И делает это магически. Наконец, в-третьих, если посмотреть на ФИО хореографа, то Мирошниченко Алексей Григорьевич, собственно, и есть МАГ. Всё правильно: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!»

«Очень рада, что мой приход в этот театр совпал с возвращением МАГа, – сказала на вернисаже генеральный директор Пермского театра оперы и балета Анна Волк. – Я давно в театральном бизнесе, но по-прежнему считаю, что театр – это магия. Во всех смыслах слова. Магия – то, что мы видим здесь сегодня. Магия – что, несмотря на подготовку очередного спектакля (премьерные показы возобновляемой «Золушки» в постановке Мирошниченко пройдут 13-16 июня. – Авт.), театр сразу отозвался на идею о проведении этой выставки. Магия – что вроде бы легко и непринуждённо мы сделали её совместно с ЦВЗ. Когда речь идёт о театре, я верю в магию всегда».

Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Герой дня и главный маг тут же внёс пояснение. Как обычно, не без присущего ему юмора.

«Надеюсь, все понимают, что идея была не моя. Она замечательная, но мне такое никогда не пришло бы в голову. Когда зашёл вчера в ЦВЗ, чтобы увидеть последние штрихи перед открытием, то отметил хорошие тексты, красивые фотографии и афиши, шикарные костюмы. Да, подумал я, действительно хороший хореограф – диапазон, палитра… Потом начал осознавать, что ведь всё это про меня, и проскочила мысль: «Я что, уже умер?!» Даже ущипнул себя. Нет, лопатка на месте, предплечье и голова тоже», – под дружный хохот собравшихся закончил свой рассказ Мирошиченко.

Фото: АиФ/ Вера Шуваева

А после этого зачитал («Чтобы не пропустить случайно никого») длинный список с фамилиями всех, кто помог выставке состояться.

Балеты и их ароматы

Большинство причастных к созданию «Мага танца» были на вернисаже. И в первую очередь тут надо назвать директора Центрального выставочного зала Перми Веру Каргашину, художника по костюмам, многолетнего творческого партнёра Мирошниченко Татьяну Ногинову и министра культуры Пермского края Аллу Платонову.

«Рядом с нами уже столько лет творит большой художник. Каждая его постановка наполнена огромными смыслами и огромной исследовательской работой. Через Алексея Григорьевича мы все прикасаемся к чему-то очень значимому, – отметила Алла Платонова. – С днём рождения не принято поздравлять заранее. Давайте просто поздравим друг друга с тем, что у нас есть такой прекрасный балетмейстер и что мы открываем выставку, отражающую его пермский творческий период».

Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Алексей Мирошниченко пришёл в Пермский балет в 2009 году на вакантное место главного балетмейстера. Худруком театра тогда был Георгий Исаакян, убеждённый, что для полнокровной жизни балетной труппе необходим свой, постоянно действующий хореограф. Его спектакли, по мысли Исаакяна, должны были стать стержнем репертуара.

Выпускник Академии Русского балета им. Вагановой, танцовщик Мариинского театра, проводник балетов Форсайта в России, участник творческих мастерских в Санкт-Петербурге, Москве и Нью-Йорке, интеллектуал-неоклассик — такой портрет сложился у Мирошниченко к 35 годам, когда он возглавил пермскую балетную труппу.

Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Молодость не помешала, а, напротив, помогла ему сформировать в Перми перспективную художественную стратегию, соединившую классику и новизну, интеллектуальную глубину и массовый вкус. За это время он поставил около двадцати балетов. В их числе «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Ярославна» Тищенко, «Золушка» и «Шут» Прокофьева, «Условно убитый» и «Оранго» Шостаковича, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Шахерезада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» Стравинского.

На выставке «Маг танца» можно увидеть афиши и программки этих спектаклей, разглядеть вблизи костюмы любимых персонажей (некоторые из них вовсе не такие тяжёлые и брутальные, как кажутся со сцены, а на удивление лёгкие и тонкие), вновь восхититься работами замечательных театральных фотографов Андрея и Никиты Чунтомовых, Марины Дмитриевой, Антона Завьялова и Алексея Гущина. Можно посмотреть видео с репетиций, послушать интервью с постановщиками и артистами. И даже…ощутить ароматы некоторых балетов! В изящных флакончиках – духи, специально подобранные к пяти спектаклям Мирошниченко: «Шахерезада», «Дафнис и Хлоя», «Шут», «Условно убитый» и «Ярославна».

Фото: АиФ/ Вера Шуваева

«Сказать, что я счастлива сегодня – значит, ничего не сказать, – призналась взволнованная и невероятно счастливая Вера Каргашина. – В новогоднюю ночь даже не загадывала подобного проекта. На самом деле, мечта о такой выставке появилась у арт-директора ЦВЗ Эллы Наруллиной. А дальше к нам подключилась потрясающая команда оперного театра, больше 20 человек. За полтора месяца сформулировали концепцию, согласовали все фотографии, нашли подходящие манекены для демонстрации великолепных костюмов. И, кажется, всё получилось! Мечты сбываются».

И невозможное возможно

Поделилась Вера Каргашина и личными счастливыми историями, связанными с балетами Мирошниченко. На премьере «Баядерки» с участием приглашённой солистки Натальи Осиповой она, не скрывает, впервые плакала на овациях, длившихся почти полчаса. Причём попасть на тот спектакль ей удалось благодаря брату. А вот на премьеру «Золушки» приходила с бабушкой, и в этом было для неё какое-то откровение.

«Героиня спектакля – Вера Надеждина, я – Вера, и бабушку мою тоже зовут Вера. Сейчас, кстати, ей 96 лет, и она собирается на «Золушку» в июне», – вставила Каргашина.

Свои истории у художницы Татьяны Ногиновой. И все они, понятно, связаны с костюмами для спектаклей. Например, в одноактном балете «Шахерезада» главная героиня Фарах Пехлеви, императрица Ирана, переодевается девять раз! Здесь есть обычные переодевания, на которые отводится 4 минуты, быстрые – за 1,5 минуты и стремительные – за 40 секунд. Один из костюмов Фарах – тот, в котором она проходит, представляясь народу, – Ногинова создала, вдохновившись силуэтом Коко Шанель. А туфли к наряду буквально за неделю изготовил наш пермский, не самый известный обувщик. При этом он сумел не только сохранить идею Шанель для туфель, но и учесть проблемы натруженных, разбитых стоп танцовщиц.

Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Что же касается императорской короны, то от оригинальной многомиллионной башни на голове, по словам художницы, она отличается лишь тем, что «там бриллианты, а у нас в спектакле – стекляшки». Всё остальное сделано по чертежам ювелирной компании, о которой удалось узнать из мемуаров Фарах Пехлеви.

«Как автор костюмов в постановках Алексея Мирошниченко, я бесконечно признательна за имеющуюся у меня возможность творческой реализации, – подчеркнула Татьяна Ногинова. – Спасибо хореографу, театру, зрителям. Спасибо тем русским левшам, которые по эскизам, вручную, жертвуя своим временем, семьями, здоровьем, создают всю эту красоту. О них мало кто знает, но они есть. Это настоящие воины света. Я редко вижу собственные костюмы вне сцены. А тут посмотрела и могу сказать: сшиты очень хорошо. Без скидок на нехватку денег, времени, людей, что часто бывает в театрах. Просто произведения декоративно-прикладного искусства стоят на выставке!»

Интересно, а как оценивает свой пермский период сам Мирошниченко? Есть ли что-то несбывшееся из того, о чём мечтал он 15 лет назад, и есть что-то, что сбылось на сто процентов?

«Несбывшегося много, но и осуществлённого, слава Богу, немало. Иначе надо было бы заниматься чем-то другим. А на сто процентов – пожалуй, нет. И это нормально. Как говорил Оскар Уайльд, если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным», – ответил маг танца сайту perm.aif.ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах