Примерное время чтения: 6 минут
710

«Не конфликт, тут другое». Почему Мирошниченко вернулся в пермский балет

Хореограф признался, что ушёл, так как начиналось выгорание.
Хореограф признался, что ушёл, так как начиналось выгорание. АиФ

В июле 2020 года Алексей Мирошниченко, руководивший балетной труппой в Пермском оперном одиннадцать лет, ушёл из театра по собственному желанию. А спустя три года – вернулся. Официальное вступление в прежнюю должность состоялось в начале сентября.

О том, с чем связан его уход и возвращение, о балетном репертуаре и переменах в труппе он рассказал на недавней пресс-конференции Пермского театра оперы и балета, посвящённой планам на новый сезон. Подробности – в материале perm.aif.ru.

Почти как в фильме «Успех»

«Это был не уход из театра. Скорее переход в другую форму отношений, но не на почве какого-то конфликта, – сразу уточнил Алексей Мирошниченко. - Всё было нормально. Я нашёл преемника, его кандидатуру одобрил тогдашний директор театра Андрей Борисов. Просто у меня уже начиналось выгорание. В какой-то момент понял, что совершенно не читаю, притом что я книгоман и книгочей. И что музыку слушаю только ту, на которую должен ставить, а параллельно ту, на которую планирую ставить дальше».

Впрочем, спокойной жизни, вздыхает хореограф, не получилось. Его всё равно «постоянно дёргали». Так, по просьбе основателя Dance Open, продюсера Екатерины Галановой он написал сценарий мультимедийного видеоэкскурса «Балетная азбука» и сам снялся там в роли учителя. Прекрасный рассказчик, Мирошниченко объясняет в «Азбуке», почему балерина — это не просто профессия, а настоящий титул, чем классика отличается от неоклассики, что такое гран-па и характерный танец. Было участие и в других проектах, различные переговоры.

«С Аллой Валерьевной (Алла Платонова, министр культуры Пермского края.- Ред) нам не потребовалось разговаривать долго, – признаётся он. – Мы вместе прошли большой путь в Пермском театре. И театр, и все процессы в нём она знает очень хорошо. Поэтому я снова здесь. Даже не выдержав того срока, который давал себе на передышку».

Алексей Григорьевич не скрывает, что за одиннадцать лет Пермь для него, петербуржца, стала родным городом. Балетная труппа тоже, по сути, родная. Ведь многие нынешние солисты выросли на его глазах. Оговорившись, что не желает показаться нескромным, он провёл на пресс-конференции параллель с замечательным, очень глубоким фильмом Константина Худякова «Успех».

«Молодой режиссёр в исполнении Леонида Филатова приезжает из Москвы в областной театр ставить «Чайку», – напомнил Мирошниченко. – За время постановки проходит целая жизнь: кто-то расстался, кто-то влюбился, кто-то умер. И вот спектакль постален, успех. Пора обратно в Москву. Филатов со связкой книжек идёт по перрону и вдруг что-то чувствует спиной. Оборачивается и видит: вся труппа пришла на вокзал и смотрит на него через огромное вокзальное окно. Вернётся он или нет? Финал фильма открытый. Но мне кажется: вернётся!»  

Только в полётах живут самолёты

На вопрос журналистов, в каком состоянии он нашёл пермскую балетную труппу, новый-старый худрук ответил коротко: «В нормальном, в рабочем. Пациент скорее жив, чем мёртв». Но его переживание, если не сказать боль, по поводу усыхания репертуара и произошедшего сокращения труппы было налицо.

К счастью, недавно появились хорошие новости. В Пермь вернулся из Владивостока самый харизматичный премьер последних лет, лауреат «Арабеска-2022» Георгий Еналдиев. Кроме того, на премьерскую позицию в нашу труппу пришёл Иван Суродеев - выпускник Пермского хореографического училища, бывший премьер «УралБалета» (Екатеринбург). А кордебалет пополнили Богдан Холомей и Варвара Архипова.

Георгий Еналдиев.
Георгий Еналдиев. Фото: Пермский театр оперы и балета

Первой балетной премьерой сезона 2023/24 станет трёхактный балет «Ярославна» на музыку Бориса Тищенко по либретто и в постановке Алексея Мирошниченко.

«Музыка и ритмически, и мелодически здесь очень сложная. Пермский балет с такой ещё не работал, – отметил постановщик. – Помимо этого сложность в том, что из-за гастролей в Херсонесе труппа на месяц позже выходит из отпуска: официально репетиции начнутся лишь 19 сентября. Но есть артисты, которые, находясь в Перми, уже начали со мной репетировать. Такая студийная атмосфера мне как хореографу нравится. Хотя как сказала бы Рина Зелёная, «где вы набрались наглости, чтобы вот так хватать людей и ставить спектакль?!» А что делать? Премьера уже в декабре».

Мирошниченко констатировал, что, вернувшись, недосчитался многих знаковых для Перми балетов. Например, списанным оказался вечер «дягилевских» балетов Стравинского – и это в городе Дягилева! Исчезли балеты Баланчина, исчез Джером Роббинс. В последний момент удалось спасти от списания «Золушку» - спектакль, бывший одним из самых заметных на российской балетной сцене 2010-х, удостоенный трёх «Золотых масок». В июле 2024 года предстоит его возобновление.

«Это необходимо делать, - подчеркнул Алексей Мирошниченко. – Постараемся в первом полугодиии показать весь оставшийся репертуар. Прокатать его. Хочется, конечно, чтобы в месяц было не четыре спектакля, как случалось порой в последнее время, а семь-девять. Ну а во втором полугодии – уже 10-12 хотя бы. Иначе мы потеряем репертуар. Только в полётах живут самолёты».

А ещё худрук балетной труппы намерен обязательно найти «лазейку» в планах для капитального возобновления «Жизели». Чтобы в спектакле вновь появился романтический мистицизм. Чтобы Жизель выходила из гроба и потом в него заходила. Чтобы были настоящие полёты.

«Так что у меня сейчас с одной стороны «Ярославна», - подытожил он. - С другой – «Золушка», сзади – «Жизель». А впереди всегда, как писал Пастернак, - «и окунаться в неизвестность, и прятать в ней свои шаги».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах