77

УХОДЯЩИЕ НУЛЕВЫЕ: От «маргиналов» к арт-менеджерам

Тенденции в сфере культуры за уходящее десятилетие можно изобразить в виде двух векторов. Один из них стремится вверх, другой, к сожалению, вниз. В первом случае имеется в виду культура развлечений, во втором – культура социальная. В регионе проводятся фестивали, но культура граждан при этом падает. 

У этого графика есть предыстория длиной в десять лет.

Фестивали на взлёте

Нулевые для Перми ознаменовались выходом из «культурного кризиса». Местные идеи и начинания постепенно начали приобретать успех как среди земляков, так и у зарубежных критиков. Самый яркий пример – фестиваль «Флаэртиана».

- Судя по отзывам российских и зарубежных экспертов, «Флаэртиана» претендует на статус лучшего фестиваля документального кино, посвященного человеку, собирает все новации и ведущие тренды мировой кинодокументалистики. В результате, документальное кино, самый изысканный и элитарный вид киноискусства, в Перми становится все более широко востребованным и даже модным, в том числе среди студентов, молодежи – это уникальная ситуация, ничего подобного в России нет больше нигде! – говорит программный директор «Пермской синематеки» Анна Сидякина.

За ушедшее десятилетие сформировалось поколение сильных молодых поэтов. Это явление берёт начало в далёкие 80-е годы – но тогда авторы имели другой статус. Они творили, скорее в «подполье». И это отличает их от нового поколения, у которого есть все условия для публичных выступлений. Историю культурного «подполья» Анна Сидякина рассказывает в книге «Маргиналы. Уральский андеграунд».

- Именно в Перми в те годы начал формироваться ныне признанный феномен уральской поэтической школы, явление в современном литературном контексте исключительное, - поэтому я, честно говоря, довольна тем, что крупнейший региональный поэтический фестиваль «СловоNova» стал проводиться в правильном месте – у нас, - рассказывает Анна Александровна.

Но фестиваль «СловоNova» можно назвать лишь логичным завершением процессов, происходивших в пермской поэтической среде в это десятилетие. По словам поэтессы Дарьи Тамировой, сложилась новая система представления поэтических произведений. Теперь, кроме умения сочинять, от автора требуется ещё и умение выступать на публике.

- «Движуха» в этой сфере, поддерживаемая сверху – разумеется, хорошо. У автора появился выбор – куда пойти, к какому течению примкнуть. Но при этом в стороне остались поэты непубличные, которые ввиду каких-то причин выступать не могут. Они находятся в тени, - утверждает поэтесса.

Между Ивановым и Гельманом

Пожалуй, никогда ещё культурная жизнь Перми не вызывала такого интереса, как во второй половине этого десятилетия. Главная интрига – противостояние писателя Алексея Иванова и директора Музея современного искусства Марата Гельмана.

 Иванов ворвался в российскую культуру ещё в 2003 году благодаря произведению «Сердце Пармы». В течение пятилетия он считался самым ярким пермским культурным деятелем. Но в 2008 году у него появился серьёзный оппонент - галерист Марат Гельман, который подобно Стефану Великопермскому принёс в Пермь свою идеологию. Один опирается на современное искусство, другой - на почву краеведения. Гельман против Иванова.

Разъяснять суть этого противостояния не имеет смысла – о нём, не уставая, пишут последние два года. И тему культуры этот спор не затрагивает. Здесь, скорее, речь идёт о политике. «Культурный деятель от власти» против оппозиционера. На кону – бюджетные деньги.

Разрыв внутри поколения

Но это всё о культуре развлечений, вектор которой стремится вверх. Теперь о другом векторе – движущемся вниз. И здесь ситуация выглядит печально. По мнению доктора исторических наук ПГИИК Олега Лейбовича, тенденция неразрывно связана с увеличивающимся культурным разрывом в обществе. И это едва ли не хуже, чем социальное расслоение на богатых и бедных.

- Часть общества с головой ушла в современные технологии, современную культуру, - поясняет Олег Лейбович. - Они используют это в своих целях и достигают успеха. Но другая часть осталась в старой культурной эпохе. И здесь я имею в виду не проблему отцов и детей, я имею в виду разрыв внутри поколения.

По словам г-на Лейбовича, многие студенты до сих пор используют компьютер как игрушку, хотя это важный инструмент для получения информации, общения с людьми, зарабатывания денег, в конце концов.

И проблема касается не только современных технологий, она пронизывает все аспекты современной культуры. Но что стало причиной?

- Во-первых, в обществе продолжается социальное расслоение: не у всех есть средства на приобретение знаний и современных технологий. Во-вторых, проблема связана с дифференциацией в образовании. Многие дети не имеют шанса учиться в хорошем вузе, - поясняет Олег Лейбович.

Безусловно, в одном направлении Пермь добилась большого успеха за это десятилетие. Развлекательная функция культуры процветает. Но стоит помнить, что два вектора взаимосвязаны – чем меньше в обществе образованных граждан, тем меньше тех, кому интересна культурная жизнь культурной столицы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах