Первой «жертвой» перехода на эту систему в пермском техническом университете станет кафедра культурологии.
По словам теперь уже бывшего заведующего кафедрой культурологии в ПГТУ, известного пермского учёного Олега Лейбовича, о том, что над их кафедрой нависла угроза закрытия, он и его сотрудники догадывались давно. Так, год назад Олег Лейбович не был допущен к конкурсу на замещение вакантной должности заведующего кафедрой, вместо этого с ним заключили годичный контракт.
Остальные сотрудники кафедры, пусть и по конкурсу, были избраны также на один год. С Лейбовичем контракт и вовсе не продлили. Причина банальна: осенью-2011 кафедра культурологии в ПГТУ будет закрыта «на клюшку», её сотрудники уже сейчас могут подыскивать новую работу.
- Если быть объективным, то до недавних пор мы, как и другие гуманитарные кафедры в ПГТУ, находились в льготных и щадящих условиях. Имели достойное количество часов на один курс - 136, из них половина приходилась на аудиторные занятия, а другая - на самостоятельную работу студентов. В то время как во многих других технических вузах России на «культурологию» порой отводилось 12-16 часов. В том числе и по этой причине нам удалось создать мощную кафедру, заявившую о себе в научной и образовательной среде. Но со следующего года культурология наряду с другими гуманитарными науками, кроме истории и философии, становится предметом по выбору. Вдобавок мы не выпускающая кафедра, поэтому первыми и попали под удар. Хотя предполагается, что студенты должны сами выбирать предметы, но в данном случае университет фактически сделал выбор за них, - отметил в беседе с корреспондентом «АиФ-Прикамье» Олег Лейбович.
Кто-то скажет: пустяки! Без «культурологической» прививки вполне проживут себе будущие инженеры и техническая элита Прикамья. А вот Лейбовичу жалко. Нет, не себя (с его-то квалификацией и научными заслугами найти работу не сложно, что он уже и сделал), а наш «политех»:
- С каждым годом меняется культурный и образовательный уровень новых студентов: в российские вузы пришла низовая уличная стихия, что проявляется в таких заметных невооружённым глазом вещах, как, например, раскаты мата в коридорах, трели сотовых на занятиях. И предмет «культурология», который преподавался на первом курсе, представлял своего рода инструмент, при помощи которого проходила адаптация вчерашних школьников к университетской культуре. Это была первая задача нашей кафедры, которую мы решали, пусть где-то лучше, где-то хуже. Второе: современным выпускникам вузов приходится работать в очень сложной культурной среде, с носителями разных языков, ценностей и смыслов. Предмет «культурология» позволял понять многообразие современного мира, в том числе и производственного. И это тоже была наша задача - вооружить на будущее хотя бы преставлением, как правильно выстраивать отношения с людьми, принадлежащими к иной культуре, с другими ценностями. Наконец, мы обучали методам работы с гуманитарными текстами, исследовательским техникам. Теперь всё это будет убрано. Сможет ли кто-то занять нашу нишу - большой вопрос.