– Почему в конце 2011 года вы решили не оставаться на посту министра культуры Пермского края?
– Всему свое время. Продление контракта означало новый временной цикл, что не совпадало с моими планами. Я – москвич, и в Перми воспринимаю себя как в командировке. Дальнейшая карьера в Перми подразумевает очевидный потолок. Для меня переход в «Культурный альянс» означает возможность заниматься интересным делом на федеральном уровне.
– Раз мы заговорили о федеральных проектах, расскажите, что случилось с идеей создания большого правительства?
– Ничего не случилось. Есть указание президента о создании открытого правительства. То есть слово «открытое» заменили на «большое». До середины апреля рабочие группы представят свое видение работы, пока идет закрытая экспертная работа. Открытое правительство должно сократить расстояние между федеральными органами власти и обществом, модернизировать их.
– Вернемся к «Культурному альянсу». Чем заняты на новом месте работы?
– Готовлю фестиваль «Культурного альянса» в рамках мегафестиваля «Белые ночи». Представим современную культуру в пяти направлениях: арт, кино музыка, театр и литература. Идеология проекта – предоставить участникам фестиваля площадку для продвижения. В Перми, например, понятия не имеют о талантливых художниках в соседних регионах. За рубежом знают только три российских города – Москву, Петербург и Сочи. И как прикажете в таких условиях состоявшимся талантливым художникам заявить о себе? Для этого теперь есть «Культурный альянс». В прошлом году по итогам фестиваля была сформирована выставка «Искусство против географии», которая с успехом объехала немало российских городов, вызвала громкий резонанс. Для ее авторов Пермь стала тем же, чем Париж. Если покорил – стал известен.
– А где искать в Перми свой Монмартр или хотя бы Арбат?
– Да, идея пешеходной улицы себя пока не оправдала. Чтобы она стала центром притяжения, нужны арт-магазины, арт-кафе, книжные магазины. 8 марта я проходил с семьей по Пермской, могу подтвердить: там нечего делать. Полагаю, городским властям можно задать несколько неприятных вопросов. Бизнес чувствителен к сигналам. Но эти сигналы кто-то должен продуцировать. Хотя бы показать готовность оказать содействие на стыке искусства и бизнеса. В любом случае открытая пешеходная улица – непременный атрибут современного города, и ее надо развивать.
– Расскажите, по каким критериям мы можем оценивать вашу работу?
– Если говорить о миссии «Культурного альянса» – объединении страны через культуру, установлении тысяч невидимых нитей между городами, то здесь критерием служит частота контактов городов друг с другом на уровне фестивалей, выставок, гастролей. К слову, культура формирует у человека более высокие потребности. Это меняет города, посмотрите хотя бы на Пермь. Да, пока здесь еще приходится стирать джинсы и чистить ботинки чаще, чем в Москве, но прогресс на лицо.
Если говорить о культурных событиях, как, например, фестиваль, то здесь есть три критерия: внимание зрителей, внимание прессы, внимание профессионального сообщества. Первые два отслеживаются простым подсчетом, третий – тем, как участники были восприняты критиками, сколько оказались востребованы профессиональным кураторам в других более солидных культурных проектах.
– Вы принимали участие в поездке в Пермь Ксении Собчак и Леонида Парфенова. Если исходить из названных вами критериев, то их визит получился сверхудачным.
– А ранее я помогал с визитом в Пермь своим старым друзьям Рыжкову и Пономареву. Я считаю так: есть возможность показать людям другую точку зрения, другой мессэдж, – сделай это. Встреча в ДК им. Солдатова показала – людям интересен мессэдж свободы, люди, чья точка зрения отличается от официальной.
– А между тем, чаще приходится наблюдать рост охранительных настроений. Позвольте мне подойти к следующему вопросу издалека. Однажды вы заняли первое место в рейтинге самых сексуальных мужчин Перми по версии «АиФ-Прикамье». Вы чувствуете себя сексуальным?
– Конечно. На меня обращают внимание женщины. Может быть, и мужчины, но на это уже я внимания не обращаю.
– Вы почти предвосхитили мой вопрос. В Петербурге приняли закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Его инициаторы планируют транслировать этот опыт на всю страну. Насколько для Перми актуален такой закон?
– Я задаю себе такой же вопрос. Больше того, я не совсем понимаю, в чем выражается эта пропаганда, в чем угроза? Если речь о чем-то выложенном в интернете, то это обязанность родителей проконтролировать трафик, а не власти. А на улице где эта пропаганда? Вот скажите, мужчина в узких джинсах – это пропаганда гомосексуализма? В либеральных кругах реакция на закон была крайне негативной. Еще бы – город с вековыми традициями, олицетворение прогресса, и вдруг – такая демонстрация охранительной практики.
– К слову об одежде. Вас в бытность министром культуры часто критиковали за неофициальный стиль одежды.
– Было такое. У меня в одежде нет своего стиля, как например, у Мильграма, Я люблю меняться. У меня есть костюмы, но мне в них физически некомфортно, я не люблю носить шерсть и предпочитаю хлопок. Не хочу, чтобы обстоятельства определяли как я одеваюсь, я хочу сам их определять. Для меня главное быть свободным человеком. Хотя это и приводило к определенным трудностям, когда мой имидж не соответствовал тому, что ожидали люди. Некоторые коллеги считали, что неформальной одеждой я дискредитирую их цех. Но на меня бесполезно давить. У всех разные вкусы, поэтому пусть даже министр культуры пользуется правом самостоятельно решать, во что одеваться.