Примерное время чтения: 10 минут
822

20 лет с Дягилевским. Как начинался и чем удивлял фестиваль в Перми

Музыка вышла на первый план, когда у руля фестиваля встал Теодор Курентзис.
Музыка вышла на первый план, когда у руля фестиваля встал Теодор Курентзис. / Никита Чунтомов / Дягилевский фестиваль

С 22 июня по 2 июля Пермь принимает Дягилевский фестиваль - 2023 под художественным руководством Теодора Курентзиса. Международному культурному форуму, стирающему границы между артистами и зрителями, традицией и авангардом, днём и ночью, исполняется 20 лет. О главных событиях Дягилев-феста за прошедшее двадцатилетие читайте на сайте perm.aif.ru.

Эпоха Исаакяна

Удивлять, создавать, наполняться искусством – то, ради чего и был придуман в Перми Дягилевский фестиваль. Ведь именно этого – «Удиви меня!» - требовал от творческих людей Сергей Дягилев. И фестиваль его имени, проходящий в городе детства и юности знаменитого импресарио, просто обязан это пожелание выполнять.

Первый Дягилевский состоялся в 2003 году. Тогда он носил название «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Его инициатором был художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян, ставший и худруком фестиваля. А директором – балетовед и продюсер Олег Левенков.

«Лебединое озеро» в постановке Наталии Макаровой.
«Лебединое озеро» в постановке Наталии Макаровой. Фото: Дягилевский фестиваль

На открытии «Дягилевских сезонов» великая Майя Плисецкая сказала: «Думаю, Сергей Павлович выбрал для своего рождения самое удачное место: Россия, Пермь. Это город, где так любят искусство, которое он всю жизнь пропагандировал: балет, оперу, живопись».

Майя Плисецкая и Родион Щедрин - почётные гости фестиваля. «Лебединое озеро» в постановке Наталии Макаровой.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин - почётные гости фестиваля. Фото: Дягилевский фестиваль

На том фестивале Плисецкая и её супруг композитор Родион Щедрин присутствовали как почётные гости - фестиваль открывался мировой русскоязычной премьерой оперы Щедрина «Лолита».

Вторые «Дягилевские сезоны», проходившие в 2005 году, подарили нам незабываемую премьеру «Лебединого озера» в постановке Наталии Макаровой. Ещё одним масштабным фестивальным событием стал показ нон-стоп «Оперной Пушкинианы», поставленной Георгием Исаакяном. В общей сложности пять опер по произведениям Пушкина длились 7,5 часа, а с перерывами это действо растянулось на 12 часов.

Первые «Дягилевские сезоны» открылись мировой премьерой оперы Родиона Щедрина «Лолита».
Первые «Дягилевские сезоны» открылись мировой премьерой оперы Родиона Щедрина «Лолита». Фото: Дягилевский фестиваль

Знаковое событие «Сезонов – 2007» – торжественное открытие памятника Сергею Дягилеву работы Эрнста Неизвестного в актовом зале гимназии № 11. Для загрузки в здание скульптуры высотой 4,5 метра и весом 8 тонн пришлось даже разбирать крышу.

Почётными гостями фестиваля были писатели Эдвард Радзинский и Андрей Битов, поэтесса Белла Ахмадулина (она также провела поэтическую встречу в Органном зале) и театральный художник Борис Мессерер, хореограф Владимир Васильев, скульптор Зураб Церетели, режиссёры Павел Лунгин и Доминик Делюш и многие другие. На фестивале состоялась премьера балета «Времена года» в хореографии Джерома Роббинса и прошёл большой авторский концерт Леонида Десятникова.

Следующие «Дягилевские сезоны» – это в первую очередь мировая премьера оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по повести Александра Солженицына. Написанная специально для фестиваля, она была поставлена Георгием Исаакяном. На премьеру в Пермь приезжала Наталья Солженицына, вдова писателя.

Кроме того, в числе знаменательных событий – гастроли Большого театра с балетами «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова (хореография Алексея Ратманского) и «В комнате наверху» на музыку Филипа Гласса (хореография Твайлы Тарп). На закрытии фестивального форума выступали звёзды Баварского государственного балета, Парижской национальной оперы и Мариинского театра.

Как создаётся музыка

Мировые премьеры балетных и оперных спектаклей, художественные и фотовыставки, концерты симфонической, органной и джазовой музыки, международный симпозиум «Дягилевские чтения» – эти и другие фестивальные события были своеобразным отражением знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в зеркале времени.

До 2011 года фестиваль существовал как биеннале: проводился раз в два года. Но с 2011-го, когда художественным руководителем Пермского театра оперы и балета стал Теодор Курентзис, он не только получил своё нынешнее, более лаконичное имя, но и начал проходить ежегодно.

С 2011 года Дягилевский фестиваль проходит ежегодно. Фото: Дягилевский фестиваль/ Андрей Чунтомов

Изменилось его содержание: мультижанровость обрела чёткий акцент на эксперимент и новацию. И самое главное: став у руля фестиваля, один из ярчайших дирижёров современности не мог не повлиять на его музыкальную составляющую - она вышла на первый план и качественно иной уровень. Не случайно в дни проведения Дягилев-феста Пермь становится объектом паломничества для тысяч профессиональных музыкантов и меломанов из России и из-за рубежа. 

«Дягилевский фестиваль – это не просто программа, состоящая из премьер, концертов и перформансов. Это тесное общение художников и зрителей, – уверен Теодор Курентзис. – По сути, за несколько лет мы создали новый способ коммуникации в сфере культуры. Нашли новые возможности того, как представлять произведения искусства. Многие форматы, которые мы впервые попробовали на нашем фестивале, теперь используются повсюду в России.  Например, концерты камерной музыки – не просто выступления, где музыканты сыграли и ушли. Это что-то большее. Или ночные концерты. Может быть, их не назовёшь самыми яркими событиями Дягилев-феста, но это его душа. Люди приезжают на Дягилевский фестиваль, чтобы встретиться и говорить, думать, созидать. В это вовлечён весь город, такое редко встретишь где-то ещё».

Следуя традиции Дягилева, Курентзис с коллегами начал образование публики. Появились открытые репетиции и лекции перед концертами, на которых музыковеды не только рассказывают биографию авторов сочинений, но и указывают на важные моменты в партитуре и сложности в исполнении. Слушатели стали видеть, из чего и как создаётся музыка. И всё это – в копилку уникальности Дягилевского фестиваля.

Не спать!

В 2012 году на концерт закрытия впервые собрался Фестивальный оркестр (musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, усиленная известными инструменталистами из разных стран мира), который выступил с произведениями Стравинского, Брамса и Прокофьева. На следующий год по тому же принципу был собран Фестивальный хор. А ещё через год, в 2014-м, внутри дягилевской традиции, по инициативе Курентзиса, началась малеровская: Фестивальный оркестр исполнил на закрытии Третью симфонию Густава Малера.

После этого Малер надолго стал одним из символов Дягилев-феста. В 2015 году звучала его Пятая симфония, в 2016-м – Шестая, в 2017-м – Первая, в 2018-м – Четвёртая (в том числе впервые на новой фестивальной площадке – Заводе Шпагина), в 2019-м – Девятая.

Одри Бонне в оратории «Жанна на костре» Ромео Кастеллуччи
Одри Бонне в оратории «Жанна на костре» Ромео Кастеллуччи. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Антон Завьялов

А спектакли международного масштаба! Несравненная «Травиата» в постановке Роберта Уилсона с Надеждой Павловой в главной роли, грандиозная «Жанна на костре» Ромео Кастеллуччи с Одри Бонне и Дени Лаваном, фантастические «Иглы и опиум» Робера Лепажа с уникальной декорацией-трансформером, балетная дилогия бельгийской труппы Peeping Tom с каскадом невероятных телесных эскапад и абсурдистского юмора…

«Травиата» в постановке Роберта Уилсона с Надеждой Павловой в главной роли.
«Травиата» в постановке Роберта Уилсона с Надеждой Павловой в главной роли. Фото: Пермский театр оперы и балета

Перечислить все премьеры, выставки, концерты, которые уже двадцать лет восхищают фестивальную публику, просто невозможно. Главное – как можно больше успеть увидеть и услышать в ближайшие одиннадцать дней. И пусть каждому помогут в этом прекрасные лозунги Дягилевского фестиваля «Не спать!» и «Удиви меня!».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах