Примерное время чтения: 3 минуты
517

Гастролеры-лжеромановы. Прикамцы выдавали себя за императора и цесаревича

Коллаж Елены Мокрушиной / АиФ

В архиве пермского регионального управления ФСБ корреспондент «АиФ-Прикамье» наткнулся на упоминание о мошенниках 20-х годов XX века, выдававших себя за «невинно убиенных» Романовых. 

30-летний провинциальный актер Юрий Замятин имел приятную внешность, на сцене не блистал, но и бездарем не слыл. В 1929 году он ехал поездом на гастроли и обратил внимание на вошедшего неподалеку от Перми рыжебородого мужичка. Уж очень тот походил на Николая II. На вопрос, знает ли тот об этом, попутчик, усмехнувшись, поведал: «Несколько лет тому назад в Екатеринбурге из-за этого меня даже арестовать хотели». Впрочем, сходство было относительное. Очевидцы сообщали, что он был похож на своего рода лубочный портрет последнего императора. До революции такие висели во всех присутственных местах. Именно это обеспечивало широкую узнаваемость.

Николай II Фото: www.russianlook.com

План созрел почти мгновенно. Артист расписал заманчивые перспективы самозванчества. Зимой они будут «сбирать доброхотные даяния» по деревням, суля за это «после восстановления монархии» награды и привилегии. Летом отдыхают «от трудов праведных» на южных курортах. «Высокие договаривающиеся стороны» достигли взаимопонимания. Замятин, отведя себе роль сына, проштудировал несколько популярных исторических книжек, за хорошую плату заказал отпечатанные на добротной бумаге с виньетками, орлами и вензелями грамоты, гласящие, что «великие государи Император и Самодержец Всероссийский Николай II и Цесаревич Алексей жалуют верноподданного Нашего (Ф.И.О.), Нам, великим Государям, в годину тяжкую помощь немалую оказавшего». Ниже стояли подписи – скопированная – царя и придуманная – Алексея.

Царевич Алексей Фото: www.russianlook.com

     

Около трех лет компаньоны успешно гастролировали по Уралу и Сибири. «Техника» была проста и напоминала применявшуюся Остапом Бендером: «Крепитесь, заграница нам поможет…». А между тем, при раскулачивании сотрудники ГПУ то и дело натыкались на хранящиеся в тайниках и кубышках «жалованные грамоты». Новые проблемы у лжеромановых возникли с началом коллективизации. Зажиточных крестьян не стало, колхозное добро оказалась под бдительным доглядом. Первое же обращение за «спонсорской помощью» к горожанам обернулось провалом. Мошенников задержали и передали чекистам.

Суд, учитывая «явную контрреволюционную направленность» Лжеромановых приговорил обоих к 10 годам лишения свободы каждого. Этапом – в печально знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Там «царь» использовался как сторож-истопник, «цесаревича» же отправили на общие работы. Их дальнейшую судьбу автору выяснить не удалось.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах