Пермский театр оперы и балета один за другим покинули генеральный директор Довлет Анзароков и главный дирижёр Мигран Агаджанян. И это – незадолго до Дягилевского фестиваля, который начнётся в Перми 22 июня. Сайт perm.aif.ru рассказывает, что известно об увольнениях первых лиц театра и почему они приняли решение уйти.
Когда произошли увольнения?
10 мая 2023 года стало последним рабочим днём Довлета Анзарокова в должности генерального директора Пермского театра оперы и балета. В этот день был расторгнут контракт между ним и Министерством культуры Пермского края. Контракт с господином Анзароковым заканчивался в 2024 г. и был расторгнут досрочно.
На следующий день, 11 мая, о намерении покинуть театр заявил главный дирижёр Мигран Агаджанян. Об этом он сообщил на своей странице во «ВКонтакте»:
«В связи с расторжением контракта Довлета Анзарокова с огромной болью в сердце вынужден сообщить, что я покину пост главного дирижёра уже 14 июня, сразу после премьерных показов оперы Дж. Верди «Бал-маскарад».
В итоге день последнего премьерного показа 13 июня стал последним рабочим днём Агаджаняна на его посту в Пермской опере.
В чём причина ухода директора?
На своей странице во «ВКонтакте» Довлет Анзароков сообщил, что главной причиной его ухода стал конфликт с министром культуры Пермского края Аллой Платоновой. Он особо подчеркнул, что покидает театр не по соглашению сторон, как сообщалось официально.
«В том смысле, что я ни на что не соглашался, – поясняет в посте Анзароков. – Это расторжение договора по решению учредителя. Всё, что мне было озвучено в качестве причин, – это «сложные рабочие взаимоотношения с министром культуры» и «моё нежелание следовать её советам в части ведения театрального процесса». И это правда, поскольку из всех советов в части ведения театрального процесса я получал лишь требования избавиться от главного дирижёра театра Миграна Агаджаняна, а также от руководителя балетной труппы Антона Пимонова. Лично мне кажется, что советы убрать двух главных творческих руководителей успешно работающего учреждения являются не самыми конструктивными и как минимум странными. Никаких резонов для этого я не видел и не вижу! И к подобным указаниям по «ведению театрального процесса» я как человек порядочный и в целом адекватный – не готов».
Что удалось театру при Анзарокове?
Выпускник композиторского факультета Санкт-Петербургской консерватории Довлет Анзароков возглавлял Пермскую оперу два года. За это время театр получил четыре «Золотые маски»; выпустил 11 премьер, каждая из которых стала не только событием в культуре Пермского края, но и заметным явлением на культурной карте России. Отношение зрителей к новым постановкам было разным: кто-то хвалил, кто-то ругал, но не было равнодушных.
Артисты Пермского театра оперы и балета выступали на сценах МАМТа, Новой оперы, Большого, Александринского и Мариинского театров. В 2022 г. состоялись самые большие за несколько последних десятилетий балетные гастроли на сцене Михайловского театра.
«Я старался с уважением относиться к традициям театра, – добавляет Анзароков. – К тем людям, которые внесли большой вклад в его развитие. Именно поэтому в театр был возвращён Валерий Игнатьевич Платонов. Именно поэтому мы пригласили в качестве постановщика будущего премьерного балетного спектакля Алексея Григорьевича Мирошниченко. И именно поэтому вели переговоры с Теодором Курентзисом о том, чтобы в следующем сезоне он стал одним из музыкальных руководителей очередной оперной премьеры. Кроме того, в этом году мы смогли договориться, чтобы одна из постановок Дягилевского фестиваля прошла на сцене Пермской оперы.
Благодаря помощи главного дирижёра Миграна Агаджаняна мы ввели традицию концертного исполнения оперных спектаклей, что расширило возможности меломанов услышать большее количество опер на пермской сцене. Считаю, что исполнение «Тоски» и «Травиаты» 5-7 мая на сцене театра (где блистали две наши несравненные оперные дивы Вероника Джиоева и Надежда Павлова) – это невероятный аккорд, вершина нашей общей работы в этом направлении».
Не обошёл вниманием теперь уже бывший директор и материальное положение театра.
«За два года театр существенно поднял свои доходы, – подчёркивает он. – Это позволило нам увеличить состав оркестра, очень серьёзно укрепить кадрово состав оперной труппы, дирижёрский состав. А также поднять части сотрудников заработную плату, которая, по сути, была нищенской, за что мне как директору было стыдно. Мы смогли продвинуться в этом направлении и двигались бы дальше».
Как комментирует Минкульт?
Министр культуры Пермского края Алла Платонова информацию о конфликте с Довлетом Анзароковым не комментировала. Но поблагодарила экс-директора за работу.
«Я благодарна Довлету Чесиковичу за его работу. Он взял на себя управление одним из лучших театров страны в очень сложный момент, смог продолжить и развить существующие здесь традиции (такие, как концертные исполнения опер, большие гастроли и др.). Его достижения бесспорны», – прокомментировала Алла Платонова ситуацию perm.aif.ru.
Где сейчас Анзароков и Агаджанян?
Мигран Агаджанян в ближайшее время намерен работать и как дирижёр, и как оперный певец.
«Улетаю в Австрию, – поделился он с 59.RU. – У меня там «Кармен». А осенью контракты в Италии и Германии – это мои контракты как певца. Много работы в Мариинском театре. Возможно, как дирижёр поезжу по его филиалам летом. Возвращаюсь к режиму разъезжающего артиста».
Рассказал Агаджанян и о том, чем занят сейчас бывший директор Пермской оперы Довлет Анзароков:
«У него продолжается его бизнес (Довлет Анзароков является учредителем ООО «Международный молодёжный центр музыкального искусства» и продюсером концертов – прим. ред.) Продолжается его работа – он проректор Санкт-Петербургской консерватории. С карьерой у него не было проблем, и всё это продолжается».