Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 9 минут
880

Дьявол, пули и любовь. Пермская опера представляет первую премьеру сезона

Первой премьерой сезона 2025/26 в Пермском театре оперы и балета стала опера «Вольный стрелок» (16+) Карла Марии фон Вебера. Этим спектаклем дебютирует на оперной сцене один из самых востребованных режиссёров новой волны Антон Фёдоров. Первые зрители увидели постановку 16 октября. Премьерные показы пройдут также 17, 18 и 19 октября. О том, почему нельзя пропустить это событие, рассказывает сайт perm.aif.ru.

Вровень с Моцартом

«Вольный стрелок», созданный в 1821 году, стал не только звёздным часом Вебера, но и открыл новую эпоху в истории европейской оперы. Современники, слышавшие в его звуках дыхание немецкого леса, голоса духов, ритмы народных песен, называли эту увертюру «царицей всех увертюр».

«Главное кредо Вебера — быть повелителем чувств. И его музыка показывает это с необычайной яркостью. Его гармонии, полифонические приёмы, ритмические особенности — всё представляет собой некую вспышку, которая осветила вдруг потаённые уголки человеческих душ, — рассказывал в преддверии пермской премьеры на встрече в «Лаборатории современного зрителя» музыкальный руководитель постановки, дирижёр Пётр Белякин. — Эта опера была написана Вебером так блестяще, что моментально завоевала фактически весь мир. Песни из неё люди пели прямо на улицах. «Вольный стрелок» стал настоящей революцией».

Режиссёр Антон Фёдоров (слева) и дирижёр Пётр Белякин
Режиссёр Антон Фёдоров (слева) и дирижёр Пётр Белякин. Фото: АиФ/ Никита Чунтомов

Именно он послужил вдохновением для нескольких поколений композиторов, предвосхищая находки Вагнера и Чайковского. Неслучайно Пётр Ильич называл Вебера «мастером, вровень с которым идёт разве что Моцарт».

К сожалению, на российской сцене «Вольный стрелок», популярный в Германии и других немецкоязычных странах, звучит очень редко. Тем большей удачей для Пермской оперы стало обращение к этому «манифесту немецкого романтизма».

Продолжая курс на сотрудничество с отечественными режиссёрами новой волны, Пермский театр оперы и балета доверил постановку Антону Фёдорову, который заслужил репутацию одного из самых ярких современных театральных режиссёров. В прошлом сезоне он выпустил премьеры сразу в двух ведущих драмтеатрах страны: в Театре Наций поставил «Дон Кихота», а в БДТ им. Товстоногова — «Утиную охоту».

Из студии — в лес, и обратно

Сюжет «Вольного стрелка» основан на древней легенде о продаже души дьяволу. Молодой охотник Макс хочет взять в жёны свою возлюбленную Агату. Но, чтобы свадьба состоялась, по традиции он должен выиграть состязание стрелков. Неудачи в стрельбе, преследующие Макса в последнее время, подталкивают его к сделке с тёмными силами. В полночь в Волчьем ущелье он отливает семь волшебных пуль. Волшебство их в том, что шесть пуль попадают в цель по желанию охотника, а седьмой распоряжается в обмен за отданную ему душу сам дьявол.

Антон Фёдоров увидел, что эта история напрямую связана с тем, что происходит на сцене, в искусстве.

«Мне показалось важным, что драматургия оперы Вебера вращается вокруг тем, очень близких людям театра: бесконечное «попал/ не попал», «смог/ не смог», «получилось/ не получилось», — приводит слова режиссёра пресс-релиз театра.

В итоге, по задумке Фёдорова, действие оперы начинается в… музыкальной студии. Певцы, хор и оркестр некоего театра приходят туда, чтобы записать диск «Вольного стрелка».

«Мы работаем в студии, у нас настоящие микрофоны, пульт. Но через какое-то время сказка пробирается в наши стены и оживает. И уже непонятно, где тут реальность, а где вымысел. Появляются другие персонажи, которые делают сказку осязаемой: спускающиеся деревья, дым, восходящая луна, совы и олени на сцене. А в конце оперы мы вновь как бы возвращаемся в студию. Неизбежно встаёт вопрос, что это было: помутнение Макса или, может быть, сон Агаты? Решать зрителю», — приоткрыла завесу над пермской версией «Вольного стрелка» сопрано Алина Отяковская, исполнительница партии Агаты.

Алина Отяковская.
Сопрано Алина Отяковская. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

На пресс-подходе в театре, состоявшемся накануне премьеры, она рассказала, что её героиня — это романтическая девушка, полная нежности, заботы, веры в лучшее и, конечно, любви к Максу. Она часто обращается к Богу (известная «Молитва Агаты»), прося удачи для него. Ведь если Макс победит в состязаниях стрелков — их свадьба состоится.

«В нашем спектакле много действия, много разных мелких деталей, — говорит Алина. — Например, есть мейкап, который моя подруга Анхен наносит мне, и потом я должна быстро убежать за сцену, чтобы всё смыть. Максу приходится иметь дело с ружьём, с пулями и т.д. На мой взгляд, такая работа артистов с большим количеством предметов — интересное режиссёрское решение».

Любовь побеждает

Художником по костюмам в «Вольном стрелке» стала Мария Доронина. Она активно сотрудничает и с музыкальными, и с драматическими театрами. В Пермской опере работала впервые. Но с Антоном Фёдоровым у них уже сложился творческий тандем: как ассистент художника по костюмам Мария была занята в его спектаклях «Мадам Бовари» («Арт-партнер XXI»), «Е-ее-ее!» («Старый дом» в Новосибирске) и «Дон Кихот» (Театр Наций).

«При работе над костюмами мы, безусловно, обсуждаем с режиссёром общую концепцию. Я также вдохновлялась для этой постановки британской королевской семьёй на охоте, архивами ранних показов Ральфа Лорена. Конкретной эпохи у нас нет: и постановка, и костюмы — вне времени. Хотя я постаралась сделать в них определённые отсылки, чтобы обозначить каждого персонажа, отразить его характер. То есть создавала костюмы не ради красоты, а ради правды, ради внутреннего personality героев», — пояснила Доронина.

Мария Доронина.
Художник по костюмам Мария Доронина. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Кстати, Антон Фёдоров работал над «Вольным стрелком» не только как режиссёр, но и как художник-постановщик. Это его традиция. И да, одну из двух своих «Золотых масок» он получил в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» — за спектакль «Морфий» в Псковском театре драмы.

В Пермском театре оперы и балета Фёдоров впервые ставил оперу. Точнее, у Вебера это зингшпиль (дословно — «пьеса с пением») — музыкально-драматический жанр. Поэтому пение на немецком языке соседствует в спектакле с разговорными сценами на русском.

«Певцы редко сталкиваются с разговорной речью. Это, если честно, было трудно. Но тем, кто увлёкся - весело. Мне вообще кажется, что главной задачей режиссёра было, чтобы всё происходило весело. Для меня Антон — очень интересная личность. В любых ситуациях он обладает невероятным спокойствием! Конечно, это заражает других. Я уже договорился, что после премьеры он поделится со мной своими антистрессовыми приёмами», — рассказал журналистам тенор Борис Рудак.

Тенор Борис Рудак.
Тенор Борис Рудак. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

А главную идею «Вольного стрелка» исполнитель партии Макса видит в том, что, несмотря ни на что, нужно верить: музыка, театр, искусство всегда выводят нас в мир волшебства. Добро и любовь побеждают.

Кстати

Известны составы солистов на все четыре премьерных показа:

  • Макс — Борис Рудак (16 и 18), Давид Есаян (17 и 19)
  • Каспар — Гарри Агаджанян (16 и 18), Рустам Касимов (17 и 19)
  • Килиан — Анатолий Шлиман (16 и 18), Алексей Герасимов (17 и 19)
  • Куно —Тимофей Павленко (16, 17, 18 и 19)
  • Агата —Алина Отяковская (16 и 18), Анна Щербакова (17 и 19)
  • Анхен - Ирина Байкова (16 и 18), Екатерина Проценко (17 и 19)
  • Оттокар — Эдуард Морозов (16 и 18), Эрнест Багдасаров (17), Виктор Погудин (19)
  • Отшельник — Александр Егоров (16, 17, 18 и 19)
  • Самиэль – Тимофей Дроздов (16, 17, 18 и 19)
Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах