aif.ru counter
225

«К славе отношусь с юмором». Евгений Крылатов о педагогах, стыде и зависти

Не стало знаменитого композитора, уроженца Прикамья.

Евгений Крылатов родился в Лысьве.
Евгений Крылатов родился в Лысьве. © / Anatoly Lomohov / www.globallookpress.com

Евгения Крылатова в Перми знают не только как автора «Прекрасного далёка», «Крылатых качелей» и множества других любимых народом песен, но и как земляка. Известный композитор жил в нашем городе, учился в нашей, мотовилихинской «музыкалке», окончил наше музыкальное училище. Да и сам он нередко бывал на родине, говоря, что с годами его тянет сюда всё сильнее.

В один из последних приездов в Пермь он дал «АиФ-Прикамье» это интервью. Сейчас, когда Евгения Крылатова не стало, это ещё одна возможность услышать его голос, проникнуться его мыслями, узнать неожиданные подробности его пермского периода.

Сальери любил Моцарта

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Евгений Павлович, только честно: уезжая в 53-м из Перми в Москву, думали ли вы, что к вам придёт такая слава?

Евгений Крылатов: Слава? К подобным вещам я отношусь с определённым юмором. Меня ведь и за Гавриила Попова принимали, когда, став мэром Москвы, он начал появляться на телевидении. И за Юрия Любимова. А как-то одна женщина с ребёнком подошла ко мне на улице и прямо-таки упрашивала сознаться, что я – писатель Валентин Берестов! По-моему, нужно просто заниматься своим делом, не думая ни о какой славе, - вот и всё.

- А чувство творческой зависти вам знакомо?

- Существует замечательное выражение: твоя музыка всё равно что твои дети. Но разве, имея собственного ребёнка, мы завидуем чужим? Вот если пространство заполняют собой бездарности – это вызывет раздражение. А талант в любом случае прекрасен. Думаю, история Моцарта и Сальери – это скорее легенда для сцены. На самом деле Сальери очень любил Моцарта.

- Помню, когда поддержать юные дарования вы приезжали в Пермь вместе с композитором Владимиром Шаинским, он постоянно поражал всех своей непосредственностью и детским азартом. Вы же рядом с ним такой обстоятельный, степенный. Но наверняка и в вашей жизни случались какие-то безрассудные поступки?

- Уехать в 19 лет в столицу, где ни родных, ни знакомых, - поступок, на мой сегодняшний взгляд, довольно безрассудный. Это сейчас – с помощью средств коммуникации, современного транспорта - всё перемешалось. А тогда, переезжая в Москву, человек попадал в совершенно иной мегаполис, в иной мир. И я достаточно долго ощущал там себя не то что провинциалом, но очень-очень одиноким.

Как искренне переживала за меня мама! Им с отцом, работавшим на заводе, было в принципе непонятно, что это за профессия – композитор. Мама мечтала, чтобы я стал врачом. Или агрономом: «Будешь всё время на свежем воздухе!» Ведь я рос слабеньким ребёнком, часто болел. И выжил на этом свете лишь благодаря маме. Вообще, лучшее, что было у меня в жизни, это моя мама. Очень духовная, интеллигентная (несмотря на шесть классов образования), святая женщина.

Баскетбол или музыка?

- Благодарность истокам – благодарный исток самой личности.

- Ну, какой личностью стал я – судить другим. Мне же действительно везло на хороших людей. В том числе на педагогов. Одна из них – Ирина Петровна Гладкова, преподававшая в Пермском музучилище и работавшая ещё в оркестре оперного театра. При всей своей занятости она согласилась давать нам с Сашей Немкиным, тоже ставшим впоследствии известным композитором, уроки на дому.

- Почему на дому?

- Музыкальную школу мы окончили раньше, чем семь классов общеобразовательной, и сразу поступить в училище не могли. Целый год, в любую погоду, не беря за уроки ни копейки, Ирина Петровна приезжала ко мне в 7 утра. Потом шла заниматься с Сашей. А к 9 часам – в училище.

И вот как раз в тот период я увлёкся баскетболом. Причём серьёзно: играл за юношескую команду Перми. Педагог приезжает раз – я не готов к занятиям. Второй раз – снова. И тогда она сказала: «Если это повторится ещё, я снимаю с себя обязанности по подготовке вас в училище». Большего стыда, пожалуй, я не испытывал. И это чувство, поверьте, очень помогло мне в жизни.

- А что помогло вам изначально прийти в музыку? Что пробудило интерес, когда и пианино-то дома не было и приходилось поначалу «играть» на бумажной клавиатуре?

- Возможно, сказались музыкальные корни. Мой прадед служил на клиросе. Не знаю, пел ли он, но, так или иначе, принадлежал к духовно-музыкальному миру. Тянулся к музыке и отец. Что удивительно, он выбрал не баян, не балалайку, а скрипку! Та немецкая скрипка с головой льва долго хранилась у нас в семье, пока её не разломал мой маленький сын. Кстати, заработал на инструмент отец сам - это в 14-15 лет. Сам нашёл какого-то музыканта (в Лысьве!), представителя знаменитой санкт- петербургской скрипичной школы. Сам платил за свои занятия. И мама моя хорошо пела, знала много молитв.

- Случалось ли вам писать песни по заказу?

- «Красная площадь Москвы», на слова Ильи Резника. Писал её по заказу для концерта 9 Мая в «Олимпийском». Но заказ в связи с такой датой – всегда по сердцу.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?