Искусство Эбру – древнее творчество рисования по воде с помощью специальных красок и загустителей. Они наносится не на сам холст, а на воду, затем смешивается кистью и только после этого накладывается на специальный материал. Цвета, плавно перетекая из одного в другой очень, образуют невероятно красивые рисунки.
Стамбульский творец Гарип Ай, звезда мирового искусства, один из ярких мастеров, владеющий уникальной техникой живописи, прибыл в Пермь с персональной выставкой из 20 картин. Помимо этого он планирует показать жителям города мастер-классы по созданию необычных работ.
«АиФ-Прикамье», Дмитрий Овчинников: – Мархаба, Гарип. Как Вы пришли к такому, действительно, необычному искусству?
ГарипАй: – Я учился в Высшей школе изобразительных искусств, а также получил степень в области Турецкого традиционного прикладного искусства в университете Стамбула. Я изучал различные стили: классицизм, модернизм и многие другие. Однажды мне посчастливилось познакомиться с Эбру, старым, как мир, и даже немного позабытым искусством. Впоследствии оно меня полностью захватило и не отпускает до сих пор.
– Кто был Вашим наставником в познании живописи Эбру?
– У нас в вузе находилась кафедра переплетчиков – именно тампреподаватели помогли мне постичь мастерство Эбру.
– Расскажите о Вашей технике? Есть какие-то особенности или секреты?
– Я работаю в двух техниках. Обе Вы можете увидеть на выставке, которую я привез в Пермь. Первая заключается в том, что я помещаю готовую работу, созданную на воде, на холст. У меня начинают возникать ассоциации, и я немедленно приступаю к дорисовке деталей: люди, пейзаж, дома и другие. Вторая техника: я не трогаю ничего и оставляю все как есть. Чистое искусство, созданное водой.
Секреты, как и у любого художника, безусловно, есть. В большей части, это касается технических моментов, в частности, изготовления загустителя для воды.
– Сколько уходит времени на создание одной картины?
– Бывает, меньше минуты. Порой уходит около часа на работу. Но это максимум; ведь потом структура картины начинает рушиться. Нужно действовать в течение 60 минут, чтобы успеть перенести на холст.
– В Ваших работах преобладают духовные мотивы. С чем это связано?
– Все получается за счет воды. Например, когда я рисую, мне приходится разговаривать с водой. И она отвечает мне. Иногда кажется, что вода меняет свою молекулярную структуру. Через нее я передаю свои чувства, эмоции, свою душу.
Возьмите нашу жизнь: мы не можем контролировать ее, просто следуем, как по течению реки. С Эброй аналогичная ситуация. Если я чувствую, что нужно что-то доделать в моем творении – я приступаю к работе. Если нет, то просто поддаюсь этому вдохновению, вода и краски ведут меня до самого конца. Получается что-то сродни медитации.
– Что Вас вдохновляет на создание картин?
– Искусство живописи по воде позволяет мне побыть наедине с самим собой, наедине со своим сердцем. Если я, допустим, рисую лошадь, в моей голове появляются мысль о любви к этому животному, к природе. Отсюда возникают образы, двигающие мое творчество.
– Какие советы Вы даете на своих мастер-классах?
– Эбру – древнее искусство, родившееся более 2000 лет назад. Я понимаю, что обычный горожанин, глядя на него, восхищается и не понимает, как можно создать подобное. Однако я не верю в волшебство, в магию. Для меня главная задача – научить людей как переносить Эбру на различные материалы.
– Вы первый раз в Перми?
– Я только прилетел к Вам, ничего толком не посмотрел. Однако у меня впереди неделя! В целом, хочу отметить, что в России на сегодняшний момент много талантливых художников, рисующих в стиле Эбру. Вообще, ваша страна – самая эффективная, если так можно выразиться, в стиле Эбру.
Выставки «Новые грани грани искусства: картины на воде» турецкого художника открылась в Центре культуры жизни «Жива».