Недавно на фасаде здания пермской высотки (ул. Малкова, 30а) появился огромный богатырь Кудым-Ош — один из самых известных персонажей коми-пермяцких легенд. Мурал создал известный пермский художник Андрей Катаев. Он рассказал о своём необычном творческом пути и работах.
Опередил Маска?
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Когда у вас появилось желание стать художником?
Андрей Катаев: Оно возникло ещё в раннем детстве — лет в пять. Я мечтал создавать дизайн автомобилей и постоянно их рисовал. В основном это были иномарки. На детских рисунках автомобили были похожи на УАЗ «Патриот» или Tesla Cybertruck. У них был несколько брутальный дизайн.
— Но с Илоном Маском вы не сотрудничаете?
— Нет. Возможно, мои детские рисунки попали в сеть и вдохновили дизайнера «Теслы».
— Как родители относились к вашему увлечению?
— Скорее, как к хобби. Они видели меня не художником, а человеком, который работает на заводе. Порисовал? Молодец. Ложись спать — завтра на смену. И мама, и папа трудились на заводе много лет. Никто не считал, что художник — это нормальная профессия. Но ведь всё, что нас окружает, создали они! Дорожные знаки, здания, дороги, парки, чашки, ложки, обои, мебель — абсолютно всё. Даже цвет военной техники придуман модельером, который также разработал камуфляж.

— Вы не отступили?
— Я продолжал рисовать. Помню, в школьные годы я на задних партах делал пацанам татуировки гелевой ручкой. Пару раз меня ловил за этим делом учитель, но всё заканчивалось благополучно. Однако в те годы у меня пропало всё желание заниматься татуировками. Я перестал видеть в этом красоту. И у меня самого на теле нет тату.
— Куда вы пошли учиться после школы?
— Я поступил в художественный колледж экстерном, когда был девятиклассником. Учиться нужно было шесть лет. Потом я несколько лет подряд пытался поступить в политехнический институт Санкт-Петербурга — там обучали дизайну автомобилей, различных судов, поездов и т. д. Но, к сожалению, не сложилось. Мне всё время не хватало одного балла. Проходили в основном ребята, которые посещали подготовительную группу при вузе, и круглые отличники.
После третьей неудачи я решил, что это не моё. Подрабатывал на стройках, заведующим складом, расписывал помещения, два года был риелтором, а потом занялся ледовой скульптурой. Выступал с командой в Перми, затем стал выезжать в другие города России и даже Китай. Параллельно занимался росписью фасадов, в том числе участвовал в проектах Александра Жунёва. Были и самостоятельные работы — я искал свой стиль.
— Как вышло, что вы занялись ледяной скульптурой?
— В нашем колледже было принято отправлять отличившихся студентов на различные фестивали для расширения кругозора. Старшие ребята рассказывали, что по окончании таких мероприятий проводят пышные и весёлые праздники. Нам с другом очень хотелось попасть на такой. Однажды мы попросили директора колледжа отправить нас на фестиваль снежной и ледовой скульптуры в надежде, что потом получится попасть на банкет. Он согласился.
На фестивале мы представили работу «Голый снеговик», заняли второе место и попали на фуршет! На следующий год мы делали уже ледяную скульптуру — ангелов с луками, стрелами и пушками. Но работать с этим материалом намного сложнее. Мы не знали, каким инструментом пользоваться, как делать лёд прозрачным. Особенно трудно было сделать тетиву. Соседи-профессионалы свои секреты не раскрывали. Чему-то, конечно, удавалось научиться, наблюдая за ними. Но работа у нас получилась ужасная. К счастью, фотографий не сохранилось.
Мгновенный отклик
— В каких направлениях вы работаете сейчас?
— Занимаюсь стрит-артом, паблик-артом, немного ледовой скульптурой. Работаю по камню, дереву.
— Почему вы решили заняться муралами? Может быть, вас вдохновила работа кого-то из советских художников?
— Вышло так, что к этой работе меня привлёк Александр Жунёв. С ним я занимался муралом на здании в ЗАТО Звёздный. В такой работе меня привлекают масштабность и то, что отклик ты получаешь мгновенно, поскольку мурал виден сразу и всем. А, к примеру, в случае с картиной необходимо искать выставочный зал, ждать, пока кто-то увидит твой труд.
— Создание муралов предполагает работу на высоте. Не страшно?
— Как удаётся соблюсти все пропорции в рисунке?
— Всё продумывается заранее. Сначала создаётся эскиз (на компьютере или от руки). Он переводится в цифровой формат. Готовится разметка, которая переносится на фасад с помощью проектора. Дальше я рисую по схеме. Конечно, когда находишься вблизи — ничего непонятно. Если я в чём-то сомневаюсь, то спускаюсь, отбегаю на несколько метров и смотрю издалека. А в советские времена работали по клетке: эскиз разбивали на квадраты, а потом с помощью этой разметки рисунок переносили на стену.
— Сколько времени уходит на мурал?
— От пяти дней до месяца. Всё зависит от масштаба и сложности композиции.
— Крайняя работа — Кудым–Ош, выполненный во время фестиваля «Монумент Арт»?
— Верно, он полностью готов. У этого мурала стратегическое расположение: он находится у новой развязки и строящейся спортивной арены. Изображение видно со всех сторон. У меня было много идей насчёт того, что нарисовать, но я остановился на сюжете с Кудым-Ошем. Я выбрал этого персонажа из-за его трудов, схожих, по мнению некоторых авторов, со свершениями Петра I. По легендам, Кудым-Ош изобрёл первую лодку и железные орудия, развивал сельское хозяйство. Он был охотником и почитаемым вождём.

— Образ богатыря отличается от традиционного…
— Это моё видение, мой художественный образ. Я посмотрел работы других иллюстраторов и решил создать что-то более современное, яркое и привлекающее взгляды. Допустим, у моего богатыря красная накидка. Но одежды такого цвета, по мнению краеведов, не было во времена, когда существовал Кудым-Ош. Конечно, я немного приукрасил богатыря. Но я сделал это для того, чтобы он привлекал внимание и радовал пермяков.
— Какие работы в перспективе?
— Сейчас я работаю в Соликамске. Здесь тоже проходит фестиваль. Я создаю образ Павла Преображенского, профессора Пермского университета, открывшего крупнейшее в мире калийное месторождение в 1925 г. Ветра здесь абсолютно нет, пасмурно, тишина — это лучшие условия для работы.
Сложный путь
— Легко ли молодым художникам найти себя и добиться признания?
— А как найти свой стиль?
— Я пока не нашёл ответ на этот вопрос. Я считаюсь универсальным художником, могу и живопись создать, и графику, и абстракцию, но у меня нет какого-то определённого своего стиля, в котором я работал бы постоянно. Я в поисках.
— Что вы посоветуете родителям начинающих художников?
— Нужно поддерживать ребёнка в его увлечении. Это важно для него. Конечно, рисование может остаться простым хобби — все дети рисуют, это неотъемлемая часть их развития. Успех же зависит в том числе от финансовой обеспеченности. Я знал множество ребят, которые очень круто рисовали, но, столкнувшись с нехваткой средств, уходили в другую профессию.
— Какой совет можете дать начинающим авторам?
— Важны труд, исследования и медийность. С пустого места не родится шедевр. Нужно искать вдохновение во всём — исследовать окружающий мир, из всего извлекать какую-то мысль, постоянно делать какие-то наброски, работать, работать, работать. Следует постоянно говорить о себе, показывать свои произведения на всех возможных площадках. Нельзя опускать руки, если кому-то не понравились твои работы. Каждый художник рано или поздно находит своего зрителя.
Трус не играет! Почему растёт популярность хоккея
Начальник — не мама. Как побороть страх на первой работе
Как съесть слона. Почему мы откладываем важные дела на потом
Нужны только плавки и шапочка. Тренер рассказал о плюсах водного поло
Важно желание играть. Тренер Академии-Амкар рассказал о футболе для детей