Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 9 минут
166

Главное — обрести свой стиль. Как найти свой путь молодому художнику

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 32. АиФ-Прикамье 06/08/2025
Мурал с Кудым-Ошем находится на улице Малкова
Мурал с Кудым-Ошем находится на улице Малкова / Андрей Катаев / Из личного архивa

Недавно на фасаде здания пермской высотки (ул. Малкова, 30а) появился огромный богатырь Кудым-Ош — один из самых известных персонажей коми-пермяцких легенд. Мурал создал известный пермский художник Андрей Катаев. Он рассказал о своём необычном творческом пути и работах.

Опередил Маска?

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Когда у вас появилось желание стать художником?

Андрей Катаев: Оно возникло ещё в раннем детстве — лет в пять. Я мечтал создавать дизайн автомобилей и постоянно их рисовал. В основном это были иномарки. На детских рисунках автомобили были похожи на УАЗ «Патриот» или Tesla Cybertruck. У них был несколько брутальный дизайн.

— Но с Илоном Маском вы не сотрудничаете?

— Нет. Возможно, мои детские рисунки попали в сеть и вдохновили дизайнера «Теслы».

— Как родители относились к вашему увлечению?

— Скорее, как к хобби. Они видели меня не художником, а человеком, который работает на заводе. Порисовал? Молодец. Ложись спать — завтра на смену. И мама, и папа трудились на заводе много лет. Никто не считал, что художник — это нормальная профессия. Но ведь всё, что нас окружает, создали они! Дорожные знаки, здания, дороги, парки, чашки, ложки, обои, мебель — абсолютно всё. Даже цвет военной техники придуман модельером, который также разработал камуфляж.

Вдохновение нужно черпать во всём, что тебя окрудает, считает художник.
Вдохновение нужно черпать во всём, что тебя окружает, считает художник. Фото: Из личного архивa/ Андрей Катаев

— Вы не отступили?

— Я продолжал рисовать. Помню, в школьные годы я на задних партах делал пацанам татуировки гелевой ручкой. Пару раз меня ловил за этим делом учитель, но всё заканчивалось благополучно. Однако в те годы у меня пропало всё желание заниматься татуировками. Я перестал видеть в этом красоту. И у меня самого на теле нет тату.

— Куда вы пошли учиться после школы?

— Я поступил в художественный колледж экстерном, когда был девятиклассником. Учиться нужно было шесть лет. Потом я несколько лет подряд пытался поступить в политехнический институт Санкт-Петербурга — там обучали дизайну автомобилей, различных судов, поездов и т. д. Но, к сожалению, не сложилось. Мне всё время не хватало одного балла. Проходили в основном ребята, которые посещали подготовительную группу при вузе, и круглые отличники.

После третьей неудачи я решил, что это не моё. Подрабатывал на стройках, заведующим складом, расписывал помещения, два года был риелтором, а потом занялся ледовой скульптурой. Выступал с командой в Перми, затем стал выезжать в другие города России и даже Китай. Параллельно занимался росписью фасадов, в том числе участвовал в проектах Александра Жунёва. Были и самостоятельные работы — я искал свой стиль.

— Как вышло, что вы занялись ледяной скульптурой?

— В нашем колледже было принято отправлять отличившихся студентов на различные фестивали для расширения кругозора. Старшие ребята рассказывали, что по окончании таких мероприятий проводят пышные и весёлые праздники. Нам с другом очень хотелось попасть на такой. Однажды мы попросили директора колледжа отправить нас на фестиваль снежной и ледовой скульптуры в надежде, что потом получится попасть на банкет. Он согласился.

На фестивале мы представили работу «Голый снеговик», заняли второе место и попали на фуршет! На следующий год мы делали уже ледяную скульптуру — ангелов с луками, стрелами и пушками. Но работать с этим материалом намного сложнее. Мы не знали, каким инструментом пользоваться, как делать лёд прозрачным. Особенно трудно было сделать тетиву. Соседи-профессионалы свои секреты не раскрывали. Чему-то, конечно, удавалось научиться, наблюдая за ними. Но работа у нас получилась ужасная. К счастью, фотографий не сохранилось.

Мгновенный отклик

— В каких направлениях вы работаете сейчас?

— Занимаюсь стрит-артом, паблик-артом, немного ледовой скульптурой. Работаю по камню, дереву.

— Почему вы решили заняться муралами? Может быть, вас вдохновила работа кого-то из советских художников?

— Вышло так, что к этой работе меня привлёк Александр Жунёв. С ним я занимался муралом на здании в ЗАТО Звёздный. В такой работе меня привлекают масштабность и то, что отклик ты получаешь мгновенно, поскольку мурал виден сразу и всем. А, к примеру, в случае с картиной необходимо искать выставочный зал, ждать, пока кто-то увидит твой труд.

— Создание муралов предполагает работу на высоте. Не страшно?

— Нет, я не боюсь высоты. Страшно бывает из-за непредсказуемой погоды. К примеру, когда я работал на ул. Малкова, каждый день был сильный ветер. Люльку иногда относило в сторону на пять метров. Я ругался и просил ветер вернуть меня на место, ведь нужно успеть в срок. Со временем я просто привык.

Как удаётся соблюсти все пропорции в рисунке?

— Всё продумывается заранее. Сначала создаётся эскиз (на компьютере или от руки). Он переводится в цифровой формат. Готовится разметка, которая переносится на фасад с помощью проектора. Дальше я рисую по схеме. Конечно, когда находишься вблизи — ничего непонятно. Если я в чём-то сомневаюсь, то спускаюсь, отбегаю на несколько метров и смотрю издалека. А в советские времена работали по клетке: эскиз разбивали на квадраты, а потом с помощью этой разметки рисунок переносили на стену.

— Сколько времени уходит на мурал?

— От пяти дней до месяца. Всё зависит от масштаба и сложности композиции.

— Крайняя работа — Кудым–Ош, выполненный во время фестиваля «Монумент Арт»?

— Верно, он полностью готов. У этого мурала стратегическое расположение: он находится у новой развязки и строящейся спортивной арены. Изображение видно со всех сторон. У меня было много идей насчёт того, что нарисовать, но я остановился на сюжете с Кудым-Ошем. Я выбрал этого персонажа из-за его трудов, схожих, по мнению некоторых авторов, со свершениями Петра I. По легендам, Кудым-Ош изобрёл первую лодку и железные орудия, развивал сельское хозяйство. Он был охотником и почитаемым вождём.

Андрей Катаев говорит, что совсем не боится высоты. Но вот ветер доставляет много неудобств во время работы.
Андрей Катаев говорит, что совсем не боится высоты. Но вот ветер доставляет много неудобств во время работы. Фото: Из личного архивa/ Андрей Катаев

— Образ богатыря отличается от традиционного…  

— Это моё видение, мой художественный образ. Я посмотрел работы других иллюстраторов и решил создать что-то более современное, яркое и привлекающее взгляды. Допустим, у моего богатыря красная накидка. Но одежды такого цвета, по мнению краеведов, не было во времена, когда существовал Кудым-Ош. Конечно, я немного приукрасил богатыря. Но я сделал это для того, чтобы он привлекал внимание и радовал пермяков.

— Какие работы в перспективе?

— Сейчас я работаю в Соликамске. Здесь тоже проходит фестиваль. Я создаю образ Павла Преображенского, профессора Пермского университета, открывшего крупнейшее в мире калийное месторождение в 1925 г. Ветра здесь абсолютно нет, пасмурно, тишина — это лучшие условия для работы.

Сложный путь

— Легко ли молодым художникам найти себя и добиться признания?

— Это сложный путь. Молодым художникам сложно адаптироваться к современным реалиям. Существует огромное количество направлений. А нужно выбрать то, что не только будет по вкусу, но и позволит зарабатывать. Кроме того, где бы ты ни учился, нет ни тренингов, ни курсов, которые помогали бы найти свой неповторимый стиль. Ты должен рисовать так, как учат, и в результате делаешь всё так же, как десятки твоих однокурсников. В каждой школе есть определённые рамки. Тебе говорят: «Сначала научись рисовать вот так, а потом уже будешь искать себя». Я же сейчас прекрасно понимаю, что любому художнику (неважно, в какой сфере он работает и что создаёт) нужны свои собственные стиль и техника, чтобы выделяться на фоне остальных.

— А как найти свой стиль?

— Я пока не нашёл ответ на этот вопрос. Я считаюсь универсальным художником, могу и живопись создать, и графику, и абстракцию, но у меня нет какого-то определённого своего стиля, в котором я работал бы постоянно. Я в поисках.

— Что вы посоветуете родителям начинающих художников?

— Нужно поддерживать ребёнка в его увлечении. Это важно для него. Конечно, рисование может остаться простым хобби — все дети рисуют, это неотъемлемая часть их развития. Успех же зависит в том числе от финансовой обеспеченности. Я знал множество ребят, которые очень круто рисовали, но, столкнувшись с нехваткой средств, уходили в другую профессию.

— Какой совет можете дать начинающим авторам?

— Важны труд, исследования и медийность. С пустого места не родится шедевр. Нужно искать вдохновение во всём — исследовать окружающий мир, из всего извлекать какую-то мысль, постоянно делать какие-то наброски, работать, работать, работать. Следует постоянно говорить о себе, показывать свои произведения на всех возможных площадках. Нельзя опускать руки, если кому-то не понравились твои работы. Каждый художник рано или поздно находит своего зрителя.

ДОСЬЕ
Андрей Катаев родился в Перми. Окончил Пермский художественный колледж № 1, УрГЭУ (Екатеринбург). Участник множества фестивалей, в числе которых были и международные, а также двух проектов по паблик-арту и льду, попавших в Книгу рекордов России, и проекта по льду, занесённого в Книгу рекордов Гиннеса.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах