Наша жизнь полна совпадений. И порой они настолько удивительны, что кажется – это просто судьба.
В ноябре прошлого года Пермский театр оперы и балета отметил 150-летний юбилей. В марте 2022 г. исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева – знаменитого импресарио, прославившего русское искусство за рубежом. Разница в возрасте у театра и человека, оказавшего огромное влияние на развитие мирового балета, меньше четырёх месяцев.
В дереве и в камне
Ставить различные спектакли, принимать антрепризные труппы в Перми стали ещё в начале XIX в. Но датой, с которой театр отсчитывает свою историю, считается 24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1870 г. В этот день давали оперу «Жизнь за царя» Михаила Глинки.
Спектакль шёл ещё в прежнем, деревянном, здании, которое незадолго до этого восстановили после пожара. В 1874 г. Городская дума при поддержке пермяков решила строить каменное. Финансировать строительство вызвались многие жители Перми. Среди них были дворяне – например, дед Сергея Дягилева Павел Дмитриевич, который отдал на строительство 4300 руб. серебром. Вкладывали деньги также купцы и обычные горожане, в числе которых были даже рабочие. В здание в стиле позднего русского классицизма по проекту Рудольфа Карвовского театр переехал в 1879 г. В следующем году его достроили.
Новая веха в истории театра началась во второй половине 1950-х. К директору моторостроительного завода Анатолию Солдатову пришли архитекторы Гипроавиапрома и предложили заменить маленькое и неудобное здание. Решение нашли интересное – не строить новое, а реконструировать уже существующее. В итоге новое здание «выросло» вокруг прежнего, длина сцены увеличилась с 15 до 22 м. Потолок зала расписывали выпускники Московской художественно-промышленной академии имени Строганова.
В Перми tout est permies
Горожане XIX в. шутили, что в Перми tout est permies (с фр. – всё позволено). Искусствовед, автор биографии Сергея Дягилева, которая вышла в серии ЖЗЛ в 2016 г., Олег Брезгин писал, что в позапрошлом столетии в городском театре правила поведения, писаные и неписаные, часто нарушали.
Купцы громко разговаривали, комментируя происходящее на сцене. Театр посещали семинаристы, которым это было запрещено. Сергей Дягилев, который тогда учился в гимназии, должен был смотреть спектакли с галёрки. Однако он посещал вечерние спектакли и сидел в первых рядах партера. Это ему разрешалось не только потому, что он был отпрыском дворянской семьи, но и потому, что его дед вложил крупную сумму в строительство театра. Однажды Сергей не смог попасть в театр на оперу из-за отъезда семьи в Бикбарду и очень расстроился. Он писал своей мачехе Елене Валерьяновне: «...мне было жаль, что я не услышу оперу, которая, наверное, будет несколько дней в Перми (ведь ты знаешь, как я ей дорожу; напиши мне о ней, милая, если пойдёшь)».
Спасение актрисы
Своей труппы у театра не было. Она начала формироваться только в середине 1920-х г., а закончился процесс после Великой Отечественной войны. Известен любопытный факт, связанный с театром тех времён. В 1937 г. в театре побывал знаменитый лётчик Валерий Чкалов, который даже спас актрису. Во время «Евгения Онегина» на певице, исполняющей роль Татьяны, загорелся парик (по другой информации – воротничок). Чкалов выбежал на сцену, чтобы затушить огонь.
Во время войны здание занял эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета. В 1944 г. актёры из Ленинграда уехали, и пермские артисты представили премьеру – оперу «Князь Игорь». В 1946 г. театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Русские сезоны
Сергей Дягилев, который вырос в среде, где высоко ценили искусство, придумал «Русские сезоны». Самые известные в мире театральные гастроли, которые прославили русский балет, шли с 1908 г. по 1921 г. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, хореографы и танцовщики Вацлав Нижинский и Леонид Мясин, хореографы Михаил Фокин и Джордж Баланчин – эти имена сейчас знают многие. Именно Дягилев открыл их миру. Он знакомил зрителей и с талантливыми композиторами, художниками. Сергей Дягилев приобрёл заслуженную ставу первооткрывателя новых имён. Ни импресарио, ни участники «Русских сезонов» не боялись нового, с готовностью шли на эксперименты.
Каждый спектакль был маленьким переворотом: от революционной хореографии до оформления сцены. Знаете ли вы, что в 1917 г. в постановке «Парад» как театральный художник дебютировал Пабло Пикассо, который придумал декорации и костюмы? Костюмы для постановок «сезонов» создавала и сама Коко Шанель. Над художественной стороной спектаклей работали также Николай Рерих (этот факт, возможно, тоже кого-то удивит), Леон Бакст, Александр Бенуа.
Первым спектаклем, который привёз Дягилев в Европу, была опера «Борис Годунов». Главную партию исполнял Фёдор Шаляпин. Но всемирную известность «Русским сезонам» принесли балеты – в 1909 г. в Париже танцевала сама Анна Павлова. Именно тогда в Европе началась мода на всё русское. В 1910 г. Дягилев привёз балет «Жар-птица», музыку к которому написал молодой композитор Игорь Стравинский. Перечислять имена и постановки можно долго.
Дягилевский фестиваль
С 2003 г. в Перми проходит Дягилевский фестиваль, который собирает самых лучших, интересных, талантливых исполнителей, музыкантов, художников. Имя знаменитого импресарио фестиваль получил не зря. Он поддерживает и развивает традиции, установленные Сергеем Дягилевым, открывая новые имена. До 2011 г. художественным руководителем был Георгий Исаакян. Первые Дягилевские сезоны завершил балет Ballet Imperial (хореография Джорджа Баланчина на музыку второго концерта Петра Чайковского) с участием пианиста Дениса Мацуева. В Перми побывала балерина Майя Плисецкая с композитором Родионом Щедриным.
С 2012 г. художественным руководителем фестиваля является Теодор Курентзис. Мировые премьеры, уникальные постановки привлекают в Пермь почитателей театрального искусства. Фестиваль открыли для мирового зрителя представители самых известных изданий (Der Spiegel, La Repubblica, The New York Times), которые специально приезжали в город, чтобы рассказать о нём. Сейчас у фестиваля есть ещё один проект-спутник – «Дягилев+», который тоже предлагает множество интересных культурных событий и мастер-классов.
Новая сцена
Новая сцена оперного театра – один из самых обсуждаемых проектов. В оперном театре подсчитали, что разработка идеи идёт уже более четверти века. Прошло несколько архитектурных конкурсов, последний из которых состоялся в 2010 г. Победу одержала компания David Chipperfield Architects. Проект предполагал слияние нового и исторического зданий в форме буквы Т, с двумя сценами и зрительными залами. В 2015 г. от него отказались из-за возможного вреда, который может быть нанесён историческому зданию.
В январе 2020 г. был представлен дизайн-концепт, который разработало бюро wHY из Нью-Йорка и архитектор Андрейа Стойич. Место для новой сцены было выбрано в Разгуляе, между Заводом Шпагина и сквером им. Татищева. Строительство нового здания Пермской оперы планировалось завершить к 2024 г., но пока работы не начались. В конце прошлого года проект новой сцены Пермского театра оперы и балета направили на госэкспертизу. С предыдущим подрядчиком отношения разорвали. И конкретных сроков строительства нового здания оперного уже не называют.
Кстати
В юбилейный год в Перми решили оцифровать наследие семьи Дягилевых. «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив собрал на сайте «Неизвестный Дягилев» (dyagilev.perm.aif.ru) фотографии экспонатов музея и создал виртуальный 3D-тур по экспозиции.