Примерное время чтения: 7 минут
400

Культура как образ жизни. Могут ли договориться интеллигенция и власть?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Прикамье. Город для жизни 29/07/2016
Центр городской культуры объединяет под одной крышей полезные для развития города проекты и идеи.
Центр городской культуры объединяет под одной крышей полезные для развития города проекты и идеи. Из личного архива

Надежда АГИШЕВА, руководитель фонда «Новая коллекция», рассуждает о том, как прекратить это противостояние, может ли государство поддерживать культуру без вмешательства в творческий процесс. 

Умение общаться

– Этим летом неожиданностью для всех стало увольнение худрука Театра-Театра Бориса Мильграма. Это вызвало острую полемику в обществе, движение в его защиту. Как вы думаете, каковы истоки конфликта? 

– Какими бы они ни были, на мой взгляд, сейчас гораздо важнее разобраться в другом. Не секрет, что театры часто являются государственными учреждениями, краевыми и муниципальными. Важно понимать, есть ли менее конфликтный путь взаимодействия художественного руководства с властью. В истории с Театром-Театром мы все наблюдаем столкновение людей и разных подходов к формированию региональной и государственной культурной политики. 

Так, конфликт Мильграм - Гладнев (министр культуры Пермского края. - Ред.) в итоге превратился в дискуссию о репертуарной политике театра. Можно вспомнить, что не так давно мы активно обсуждали другой конфликт - попытку ввести цензуру в оперном через включение в государственное задание квоты для музыкальных произведений отечественных композиторов. Или ситуацию в Пермской галерее, когда министерство отменило выставку мусульманского искусства. Чиновники считают, что сам факт государственного финансирования позволяет вмешиваться в творческий процесс. 

Ко всему прочему, в данном случае никто не называет альтернативной кандидатуры художественного руководителя. Считаю, что безответственно по отношению к коллективу и зрителям увольнять Бориса Мильграма, не понимая, кто его заменит.
 
– Пермская общественность разделилась: одни поддерживают Мильграма, другие - Гладнева. Чья аргументация вам кажется более убедительной?

– Мы будем только усугублять ситуацию, если сведём обсуждение к поддержке одной из сторон. Важнее сейчас всем вместе поработать над созданием площадки, где такие конфликты можно будет решать позитивно и с пользой для культурных институций, художников, актёров, зрителей. К сожалению, все попытки создать коллегиальные консультативные и общественные органы в Перми не удались. Координационный Совет по культуре при губернаторе не собирали давно, Общественный совет при Минкульте и вовсе распустили. А ведь эти органы как раз и создавали для того, в том числе, чтобы выработать стратегию культурной политики, разобраться в ситуации и установить понятные принципы. 

Конфликтность в этой сфере будет только нарастать, так как на этой территории сталкиваются разные социальные группы, национальные сообщества. У нас воины-интернационалисты хотят видеть постановки на военную тему, мусульмане усматривают дискриминацию в запрете демонстрации Корана в художественном музее, звучит критика отдельных произведений современного искусства. Есть свои региональные особенности, старые конфликты. Уверена, что надо вспомнить лучший опыт и постараться научиться договариваться, принять культурное разнообразие как фактор развития региона и города.

Не в деньгах поддержка

– Это лето богато на культурные события. Особенно насыщенным получился июнь: Дягилевский фестиваль, «Ночи-Ночи», «Мосты». Организаторы каждого из них позиционировали их как самостоятельные, созданные вне официальной программы, проекты. Почему так случилось?

– Большим фестивалям, таким как Дягилевский, сложно быть независимыми. Крупные и дорогие культурные проекты не могут сегодня существовать без государственного финансирования. Пожалуй, только Теодору Курентзису удалось отстоять художественную независимость. И это очень важно. Фестивали «Мосты» и «Ночи-Ночи» фактически стали реакцией художественной и гражданской общественности на отказ Минкульта от поддерж­ки «Белых ночей» и «Пилорамы».

– Готово ли пермское культурное сообщество жить и творить без поддержки Министерства культуры?

– Культура - это образ жизни. Поэтому жить и творить мы будем вне зависимости от того, есть ли поддержка Минкульта или её нет. К сожалению, распространено мнение, что поддержать можно только финансово. Это не так. Вариантов на самом деле много. Во многих развитых государствах вообще нет такого ведомства. Государство регулирует эту сферу, к примеру, через введение налоговых льгот для меценатов. 

Мы привыкли понимать под культурой только искусство, причём высокое. А на самом деле это множество деталей, составляющих повседневную жизнь. На улицах, в пространстве города, а не только в музее и театре. В таком смысле культурой почти невозможно управлять. И неизвестно, что важнее - новое здание для рынка местных продуктов или новое здание художественного музея. 

Модель, когда существенную долю бюджетного финансирования передают нескольким театрам и музеям, в условиях экономического кризиса обречена. Здесь не надо Гладнева, сама ситуация заставит менять стратегию и искать компромиссы с учётом потребностей разных социальных групп.

Сокращение дистанции

– Расскажите о Центре городской культуры. Зачем он нужен? 

– Мы решили собрать под одной крышей все проекты и идеи, которые могут быть интересны и полезны для развития города и его жителей. Даже проектировать деятельность центра мы планируем вместе с горожанами. Культуру мы понимаем как образ жизни, а не только как искусство, творчество. Мы считаем очень важным, чтобы пермяки включились в процесс обсуждения, каким должен быть Центр городской культуры. 

Он должен стать штабом для организации проектов и мероприятий городских сообществ, центром городских независимых практик самого широкого спектра - от социального предпринимательства до ремесленничества, центром изучения и преобразования городской среды, образовательным, исследовательским и дискуссионным центром и так далее. 

В июне ЦГК принимал на своей площадке общественный фестиваль «Мосты», который стал продолжением фестиваля «После Пилорамы». Это лекции, дискуссии, мастер-классы, выставки, экс­курсии, презентации, акции, музыкальные и поэтические вечера. На этой площадке мы представили выставку «Разные войны», проект международного общества «Мемориал» об изучении Второй мировой войны в разных странах. Считаем важным взаимодействие с Робертом Латыповым и местным отделением «Мемориала». «Возвращение имён» и «Последний адрес» - необходимые проекты для городской истории.

– Вы говорили, что культура разлита во всех сферах жизни, даже во внешнем облике города. Многим пермякам кажется, что наш город сильно отстаёт от того же Екатеринбурга. Согласны ли вы с тем, что мы находимся в отстающих?

– Если посмотреть на Пермь глазами туриста, то город оставляет приятное впечатление. Особенно в хорошую погоду. Но вот сами горожане активно критикуют городскую власть. И это можно понять. Их волнует отсутствие понятной программы городского развития. Что же делать? Прежде всего, сократить дистанцию между пермяками и властью. Не верю в возможность серьёзных прорывов без опоры на общественность, без консолидации конструктивных сил. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах