Принято считать, что культура соизмерима лишь с историей, и год - непозволительно малый отрезок времени, чтоб зафиксировать наличие или отсутствие результата.
К счастью, команда, заявившая о намерении изменить к лучшему нашу среду обитания, так не считает. Минул год, и можно подводить промежуточные итоги.
Нельзя не заметить
ЕДУ в лифте одного пермского бизнес-центра, случайные попутчицы обсуждают прошедшие выходные:
- Этим летом некогда на дачу съездить, всё фестивали, фестивали,- говорит одна.
- И везде - не протолкнуться, - вторит ей приятельница. - Всем хочется праздника.
Действительно, жизнь в Перми так плотно насыщена событиями, что горожане сталкиваются с проблемой выбора. Фестивали идут вперехлёст: ещё не финишировал «Федосеев» - уже стартовала «Территория». В один и тот же день в разных городах края заявлены амбициозные акции. Меню культурных событий столь разнообразно, что трудно уже обходиться без путеводителя. Нам предлагают то, о чём мы даже не мечтали, потому что не знали, что это есть. Наши потребности становятся изысканнее, совершенствуется вкус. В Пермь, в города края приезжают персоны, на которых «в очередь стоят» другие регионы.
Меняется визуальная среда. В течение года было установлено пять новых памятников. Дело даже не в количестве. Если в прежней традиции скульптура увековечивала страдания в укор и в назидание живущим ныне, то сегодня город ищет иные формы контакта с обитателями. Современный памятник располагает к интерактиву, а смысловая нагрузка, как правило, приятная. Примером может служить хоть кунгурский воздухоплаватель или тот же Дягилев, вокруг которого немало копий было сломано в жестоких спорах. Кстати, дискуссия о культурных событиях, в которую втягиваются всё больше людей, даже не связанных с культурой в профессиональной деятельности, стала перманентным состоянием пермяков. О культуре говорят! Порой говорят нелепицы. Но - говорят непрерывно, и это становится привычкой.
О пользе излишеств
КУЛЬТУРА - это излишество, но именно культура определяет качество жизни.
- Не надо быть вежливым, чтобы продать хлеб, - говорит Вероника Вайсман, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций. - Вежливость нужна, чтобы продать хороший хлеб.
Далеко не все люди сознательно нуждаются в «культурном продукте», в «культурной услуге». Но город, регион, страна нуждаются именно в таких потребителях, потому что потребность в культуре является признаком высокой капитализации личности.
- Между странами, между регионами, между городами идёт конкурентная борьба за привлечение людей, обладающих экономической, хозяйственной, интеллектуальной привлекательностью, - продолжает Вероника Борисовна. - Другими словами, человеческим капиталом, способным преувеличить богатство города, региона, страны.
Наша задача - сделать так, чтобы Пермь выбирали, чтобы сюда приезжали, чтобы здесь оставались жить.
Категории качества
ПО МНЕНИЮ Бориса Мильграма, министра культуры и массовых коммуникаций, есть одно единственное мерило правильности решения. Если дело начинает жить самостоятельно, если не надо всё время подкидывать денег и понукать, подхлёстывать приказами и распоряжениями, - значит, дело верное.
Идея перевернуть существующий уклад с головы на ноги, поставить культуру над всей прочей структурой уже проросла, дала буйные побеги. Даже в тех территориях, которые не включены в программу «Центр культуры Пермского края», есть желание участвовать в процессе. Яркий пример – Чусовской район с фестивалем «Ермаковы лебеди». Финансирования сверху нет, а событие - есть, потому что есть потребность, так называемый социальный заказ.
Найти финансирование под яркую идею - не проблема. Борис Мильграм не раз доказывал это. Сейчас как раз то время, когда спрос на идеи, на проекты, на креативные импульсы значительно превышает предложение. Значение имеет не личность инсайдера, а качество проекта. Тот же Алексей Иванов, который систематически выступает с критикой министерства, пользуется стабильной всесторонней поддержкой Бориса Мильграма. Идея создания музея горнозаводской цивилизации оказалась столь привлекательной, что на место будущих событий в Кын по первому зову выехали даже два министра - и культуры, и развития предпринимательства.
Стать полезным
КАК СДЕЛАТЬ предложение, от которого министерство не сможет, не захочет отказаться? Вероника Вайсман считает, что проще всего рассказать на примере:
- Обращается к нам руководитель общественной организации, которая изучает коренные этносы Северного Урала. Просит выделить средства на поездку коллектива на теплоходе.
Цель поездки - погружение в тему, репетиции, семинар. Получает отказ. Для положительного решения в этом случае нужно было внести элемент коммуникации, просветительства. Например, поездка включает посещение пяти районных центров, есть согласование (подтверждённое письмами глав администраций) проведения в этих населённых пунктах концертов, лекций, семинаров, мастер-классов. Такой вариант не идёт в разрез с целью путешествия и для общественной организации был бы полезнее, на мой взгляд.
В Пермь, в Пермь…
ГОД - слишком малый срок, чтоб изменить всё и сразу. Москва, Питер, Екатеринбург пока выигрывают в конкуренции за человеческий ресурс. Но, может быть, пройдёт время и для тех, кто «способен на большее», не обязательно будет уезжать. В Перми уже появились новые возможности для тех, кто способен создавать культурные проекты, инициировать события в самых разных жанрах. В Перми, в городе и крае становится интересно жить.