aif.ru counter
599

Волшебный мир туфельки. Необычный музей обуви находится в Перми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Прикамье 01/03/2016
Когда обувь становится искусством...
Когда обувь становится искусством... © / Оксана Перевощикова / Из личного архива

Учреждение создано на основе частной коллекции и насчитывает уже более 2 500 тысяч башмачков из самых разных материалов – стекла, фарфора, керамики, металла, кожи, дерева. Туфельки – в виде цветов, животных, чайников, кружек, ваз, шкатулок, флаконов для духов и даже телефона. Сегодня Галерея туфельки – одно из самых посещаемых пермяками и гостями города мест. Оксана Перевощикова, владелица коллекции, и галереей руководит, и проводит экскурсии.

Гипноз «Снежной фантазии»

Ирина Гилёва, «АиФ-Прикамье»: – Оксана, расскажите, как начиналась ваша коллекция?

Оксана Перевощикова: – Начиналась всё 17 лет назад с изящной туфельки небесно-голубого цвета, украшенной бусинками и жемчугом, которую я увидела в одном из пермских магазинов. Она меня как будто загипнотизировала, появилось непреодолимое желание её купить, как будто она что-то затронула в моей душе. Недаром же в детстве моей любимой сказкой была «Снежная королева», а это название созвучно с названием туфельки – «Снежная фантазия». Причём она является копией настоящей туфельки от Маноло Бланика, известного испанского обувного дизайнера. Его туфли названы «пятой звездой» сериала «Секс в большом городе» – после четырёх главных героинь сериала. Эта обувь, несмотря на кажущуюся, может быть, простоту, придаёт женщине изящество и колорит, привносит какой-то свет.

– В галерее 4 зала. С какого из них начнём осмотр?

О. П.: – С этнического, ведь в нём витает особенный дух: здесь можно познакомиться с копиями настоящей национальной обуви из разных уголков мира. Вот всем известные лапоточки: из бересты, лыка, литья, селенита, фарфора, керамики, дерева. Есть здесь и настоящие лапти – и летние, и утеплённые внутри зимние. Кстати, сейчас идёт возрождение этого промысла, возрождается также интерес к валенкам. Миниатюрные валеночки у нас тоже есть, с современным декором, украшенные бисером. А вот эти глиняные валеночки, из которых выглядывает голова француза, изготовил гончар из села Белоево Кудымкарского р-на (Пермского края) Иван Канюков, посвятив их войне 1812 года.

В этническом зале галереи можно познакомиться с копиями настоящей национальной обуви из разных уголков мира.
В этническом зале галереи можно познакомиться с копиями настоящей национальной обуви из разных уголков мира. Фото: Из личного архива/ Оксана Перевощикова

Магическая сила

– Один из стендов занимает восточная обувь, в частности китайская – для девичьих ножек, которые бинтовали, а по сути, уродовали, чтобы они не росли.

О. П.: – Да, это так называемые лотосовые туфельки. Есть легенда, что китайскому императору приснился сон: на красивом цветке лотоса танцует не менее красивая девушка, и ножка у неё в виде полумесяца. Потому и появилась традиция бинтовать ноги девочкам, начиная с четырёхлетнего возраста. Нога не росла, приобретая форму лотоса, а туфельки получили название «лотосовые».

Я всегда рассказываю историю обуви во время экскурсий. Обувь появилась много веков назад. Её появление связано с желанием человека защитить своё тело и ноги от холода, горячего песка, острых камней или колючек. Первобытные люди вели кочевой образ жизни, боготворили животных и старались им подражать. Они верили, что, надев шкуру животного, можно перенять его привычки. Надевая на свои ноги кусок шкуры, человек стремился превратить ногу в лапу сильного и могучего зверя. Отсюда не только защита от неблагоприятной среды, но и магическая защита тотемного животного-покровителя целого рода.

Есть у нас и африканская обувь. Вся она выполнена из керамики, за исключением серебряной туфельки из Танзании. И всё – точная копия настоящей обуви. Или вот индейские мокасины: как вы думаете, для чего нужна была бахрома на пятках? Чтобы заметать следы. А вот сегодня её размещают в качестве декора спереди.

– Следующий зал – это «Хрустальная гостиная», в которой неимоверное количество хрустальных туфелек. Настоящий Золушкин запас!

О. П.: – Да, хрусталь – необыкновенный материал, который никого не оставляет равнодушным. Хотя, если говорить о сказке «Золушка» на оригинальном, французском языке, то в ней на балу девушка потеряла туфельку из беличьего меха. Но при переводе на русский язык закралась ошибка, и туфелька оказалась хрустальной. Но волшебства ведь больше получилось! Посмотрите, сколько здесь хрустальных туфелек разных стилей, времён и мануфактур! Открытием для меня самой два года назад стали произведения из стекла марки «Коста Бода» (Швеция), которая ведёт свой отсчёт с 18 века. Эту мануфактуру основали в лесу двое военных. В настоящее время в фирме работают восемь дизайнеров, которые тесно сотрудничают со стеклодувами, резчиками, художниками и гравёрами по стеклу, чьи навыки работы с этим хрупким материалом сохраняются уже несколько поколений. Благодаря особому артистическому стилю выражения и своеобразной творческой манере туфельки этой фирмы привлекают внимание наших посетителей.

– Самый большой зал – фарфоровый.

О. П.: – Это одно из самых моих любимых направлений, и здесь больше всего экспонатов. Тут есть и самая настоящая гжель – до революции гжельская майолика была цветной, с позолотой, и не сине-белой, как сейчас. Мы и мастера нашли, который возрождает эти традиции. Он сделал нам на заказ несколько экземпляров. А сине-белый колорит в России начали использовать после голландцев. У нас представлены образы туфелек сине-белого колорита (росписи) из Голландии, Англии, Китая, Америки.

А вот изразец среди туфелек – он из Строгановских палат. Мастера изготовили его по голландским техникам и выложили одну из печей в музее Усолья (Пермский край) этими изразцами. Но как он «звучит» и имеет много общего с нашими сине-белыми экспонатами.

В
В "Хрустальной гостиной" много хрустальных туфелек разных стилей, времён и мануфактур. Фото: Из личного архива/ Оксана Перевощикова

Предназначение

– Символ 2016 года – обезьянка, и здесь также есть туфельки с этим символом.

О. П.: – Это гордость нашей коллекции – русский фарфор, авторские работы мастера Елены Зотовой. Мы с ней работаем индивидуально. Возможно, она кому-то и сделает такую туфельку с обезьянкой, но повторяться не будет. Это мастер с большой буквы, которая подарила нам на Новый год «мимишную», как я её называю, коллекцию. Самая маленькая туфелька в ней – 3,5 миллиметра, её можно разглядеть лишь под лупой. Есть здесь и пермский фарфор – из мастерской изоляторного завода на Гайве.

– Кстати, Оксана, а чем вы занимались до того, как открыли Галерею туфельки?

О. П.: – До 2008 года была бухгалтером-аудитором. Потом решила поставить на этом точку и стала учиться и познавать мир. В этот момент обратила внимание на свое давнее увлечение: собирательство различных образов миниатюрной обуви. Я вдруг почувствовала, что это, возможно, моё предназначение. Открытие галереи состоялось в сентябре 2013 года, но до этого шла предварительная работа. Для меня открылись новые горизонты, новые знания, открылась история фарфора, стекла, обуви вообще.

К нам приходит много интересных людей, коллекционеров. Так, с марта прошлого года мы реализуем проект «Коллекционер»: любой, у кого есть интересная коллекция, может бесплатно выставить её у нас. Уже прошло несколько выставок. Посетителям это очень интересно: у нас бывают не только пермяки, но и гости из Казани, Екатеринбурга, Челябинска и даже дальнего зарубежья. Ещё мы проводим мастер-классы, где и дети, и взрослые могут сделать свою миниатюрную туфельку на основе пластиковых и деревянных заготовок. Вообще не описать словами, какой необыкновенный мир подарила мне туфелька, положившая начало коллекции! И этот мир я хочу подарить теперь всем!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах