13 струн на четверых
– Олег Валерьевич, как квартет оказался на фестивале «Битлз»?
– Год назад в Оксфорде мы играли музыку «Битлз». Потом наши друзья предложили нам съездить в Ливерпуль, выступить в Cavern Club - клуб «Пещера», где в 1961 г. дали первый концерт участники группы. Это обычный паб, в котором люди пьют пиво, общаются. А тут мы со своими балалайками. Сыграли одну вещь - ноль внимания. Сыграли вторую - и в пабе вдруг стало тише. Люди начали подходить к сцене. А в конце сказали, что они услышали свежий вариант песен «Битлз», несмотря на то, что это их народное достояние. В результате мы получили приглашение приехать на фестиваль - единственные из России. Выступали коллективы из Австралии, Исландии, Японии, Таиланда, Европы, Бразилии - из 20 стран мира.
– Ваш коллектив, наверное, очень отличался от других, ведь это довольно необычно - музыка «Битлз» на балалайке и домре?
– Да, были в основном электрогитары, звучали песни. А у нас ведь инструментальная, интеллектуальная музыка. В этот раз к нам присоединились еще Павел Стародубцев (клавишные) и Владимир Яковлев (ударные). Мы играли самые популярные, узнаваемые мелодии, но, несмотря на это, на первом концерте была необычная реакция. Однако потом интерес к нам был фееричный. Джон Китс, один из организаторов фестиваля, не удержался и спросил: «Как удалось вам заставить молчать наш шумящий и гремящий английский паб?». А у нас ведь на четверых всего 13 струн! Китсу, по его признанию, не хватает и 12 струн на своей гитаре. Он начал было даже искать, нет ли где фоно-граммы. Другие подходили и признавались, что романтические композиции «Битлз» буквально вызывали у них слёзы. Одна пожилая леди, которая в юности была на всех концертах группы, сказала, что некоторые композиции у нас звучат даже лучше. И мы постоянно слышали: «Amazing!», то есть изумительно. Эти признания для нас - драгоценные.
– В чём секрет этой четвёрки? Группа уже столько лет не существует, двух участников нет в живых, а их музыка по-прежнему популярна!
– Сложно сказать. Ведь эти ребята из рабочего городка не были выдающимися инструменталистами или вокалистами, не учились музыке. Как удалось им создать песни, которые удивили весь мир, непонятно. Возможно, потому, что родились именно в Ливерпуле. Как говорят англичане: «Англия - это Англия, Ливерпуль - это Ливерпуль». Этот портовый город был окном в мир: с негритянской культурой, пришедшей, когда рабо-владельческие суда шли через Ливерпуль в США. Рок-н-ролл из той же Америки привезли моряки. Всё витало в воздухе, и ребята впитывали это.
Открывая Америку
– Когда вы впервые попробовали играть эту музыку?
– Самую первую композицию - «Мишель» - написали лет 20 назад. Нам, академическому ансамблю, захотелось сделать аранжировки на их музыку. Конечно, у нас не джаз и даже не «Битлз», у нас - своё. Знаете, как нас прозвали на фестивале? «Балалайка Битлз». И сарафанное радио передавало с площадки на площадку: «Балалайку Битлз» слушали? Нет? Обязательно послушайте». Одни и те же люди по несколько раз приходили на наше выступление. Сейчас у нас в репертуаре больше 15 оригинальных композиций. Мы были, по сути, одними из первых, кто в России начал играть «Битлз» на народных инструментах. Мы всегда делали то, что нам нравилось. И рок-н-ролл, и «Шизгару» играли, «У самовара я и моя Маша» - а это ведь считалось приблатнённой музыкой. Отыскать какие-то новые краски, играя на наших инструментах, довольно сложно, но мы всегда старались их найти. Наверное, потому, что учителя были хорошие. Так, однажды Юрий Николаевич Шишаков, профессиональный композитор, преподаватель Гнесинки, где я учился, посоветовал: «Если будешь заниматься аранжировкой и не будет получаться, отложи на время мой учебник и пиши, как велят сердце и душа. И каждый раз ты будешь открывать Америку». Вот мы и открываем её каждый раз. Говорю «мы», потому что у нас коллективное творчество.
Сцена требует интеллекта
– Конечно, времени не хватает. Но учусь быть более организованным. Скажем, раньше мог заснуть под утро, колдуя на пятью нотами, встать в час дня и чувствовать себя абсолютно счастливым. А сейчас утром нужно идти в колледж, решать проблемы, которых немало. На квартет, на новые композиции уже меньше времени остаётся. Но если уж взялся за дело, то надо делать его добросовестно. Этому научили родители. Мне важно посмотреть в глаза людям, услышать их. Говорю им: если не прав, высказывайтесь, я смогу это признать. Радует, что приходят учиться хорошие ребята, со светлыми глазами. Они хотят чего-то достичь. У нас уникальное учреждение, потрясающий кадровый потенциал. Время, конечно, сейчас сложное, трудно предугадать, как сложится у ребят концертная судьба. Но я им всегда говорю: «Если хотите связать жизнь со сценой, мало научиться играть на инструменте, нужно иметь интеллект, быть начитанным. Сцена требует полной отдачи - зрителям нужны смысл и эмоции. Если не готовы творить, делать аранжировки - на сцене делать нечего. Нужно быть универсальным, иначе ничего не выйдет». Да, иногда приходится быть жёстким, отчислять за «хвосты». Но чиновника из меня уж точно не получится. Мне порой говорят: «Вы какой-то неправильный директор». Может быть. Я ведь всегда был, есть и остаюсь музыкантом.