Примерное время чтения: 4 минуты
309

«Счастлив играть в Перми». Почему в музыке Антона Батагова так много тоски?

Зрители задавали множество вопросов композитору.
Зрители задавали множество вопросов композитору. / Вера Шуваева / АиФ

В частной филармонии «Триумф» прошёл единственный в России большой концерт известного пианиста и композитора Антона Батагова. Подробности – в материале perm.aif.ru.

Сквозь картины на фоне дождя

Этого музыканта, одного из самых тонких и умных композиторов-минималистов, хорошо знают и любят пермские меломаны. Восемь лет он выступал на Дягилевском фестивале и даже заслужил звание резидента Дягилев-феста.

А его нынешний приезд в Пермь связан с «Покоем и радостью на картинах русских художников». Так называется фортепианная сюита, написанная им по заказу Петербургского выставочного зала «Манеж» для проекта «Покой и радость». В факте кооперации художников и музыкантов нет ничего нового. Но в данном случае идея куратора выставки Семёна Михайловского заключалась в создании оригинальной музыки, которая стала бы равноправной составляющей именно этого проекта. А также сочинением, которое можно слушать отдельно: на концерте или в записи.

С середины ноября 2021 года до конца января 2022-го, пока экспонировалась выставка, музыка Антона Батагова постоянно звучала в Манеже. За это время там побывали 70 тысяч человек. Кроме того, сотни тысяч прослушиваний – у нового альбома.

И вот «живой» концерт в Перми. За роялем – сам автор. Свет освещает лишь ноты на пюпитре, вся остальная сцена в темноте. Наверное, поэтому кажется, что от одной части сюиты к другой ведёт некая тайна. Загадочны и названия частей: Перед рассветом; Пейзаж I; Италия. День; Пейзаж II; Италия. Закат; Портрет; Холст, масло.

В какой-то момент к виртуальному музыкальному путешествию сквозь картины XVIII–XX века (в Манеже их было 150, из сорока музеев. России) вдруг присоединилась реальная пермская гроза. Гремел гром. Дождь, то затихая, то усиливаясь, стучал по крыше филармонии. Но, как ни странно, эта сюита в стиле минимализма, исполняемая природой, совершенно не противоречила медитативной, космической музыке Антона Батагова.

«Здорово, когда то, что ты делаешь, становится частью природного явления, которое всё равно гораздо сильнее, чем человеческая деятельность, – не скрывал он эмоций на встрече со зрителями после концерта. – Тем более здорово, когда это соединяется».

Происходит то, что должно произойти

Зрители не только благодарили Батагова за прекрасную музыку, но и хотели узнать, что вдохновляет его на её создание, сова или жаворонок он по хронотипу, какую музыку любит слушать, когда не работает, и многое другое.

«Если что-то должно произойти, оно само просто происходит, – ответил он на вопрос о вдохновении. – Иногда для этого находится заказ, а иногда – нет. Сколько в истории было людей, которым никто ничего не заказывал, которые жили в нищете, но сочиняли великую музыку».

Сколько в истории было людей, которым никто ничего не заказывал, которые жили в нищете, но сочиняли великую музыку

По поводу своего хронотипа музыкант рассказал, что раньше, как многие творческие люди, был совой. Потом это ушло, хотя некоторые записи по техническим причинам приходится делать и ночью. Впрочем, главным существом, которое диктует ему, когда спать, а когда не спать, является домашняя кошка. Ей 16 лет, она глухая. И у неё режим не столько дня, сколько ночи.

«Какую музыку я слушаю? Быают разные периоды. Последние полтора года такое состояние, что долго ничего не мог слушать, – признался Батагов. – Из имён, которые открыл для себя недавно, это в первую очередь лютнист Данил Рябчиков. Потрясающий российский исполнитель музыки XII–XIV века. Такая цельность буквально в двух-трёх нотах!»

Один из зрителей спросил у композитора, почему в его сюите «Покой и радость» не чувствуется радости. Есть покой, есть красота. А где радость?

«Радость от чего? – переспросил автор музыки. – Это явление, как и другие, имеет много разных уровней. Всё зависит от восприятия конкретного человека. Наверное, куратор выставки в Манеже сам бы хотел, чтобы в музыке звучала радость-радость. Но нет её… Как у Сергея Мамлеева: тоска – главная русская реальность. Ну, вот так мы устроены. Действительно, на этих картинах – невероятные красоты Италии, русские пейзажи. Как бы идеальная жизнь, правда? Но мы же понимаем, что ещё мгновение – и островок покоя и радости захлестнёт цунами. Это не у меня такое путешествие по картинам получилось. Оно и было такое. А вообще радость? Сам факт, что мы есть, живём и способны задумываться – это радостная вещь».

Кстати, Антон Батагов обещал подумать насчёт подобного путешествия и по картинам Пермской художественной галереи. И главное, подарил пермякам надежду на новые встречи.

«Так получилось, что последние полтора года я был далеко. Но сейчас, надеюсь, буду приезжать, – сказал он. – Будет это в рамках Дягилевского фестиваля или нет – уже другой разговор. Однако хочется верить, что сыграю в Перми ещё не раз».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах