«Обаятельный. Проницательный. Творческий, – говорит труппа про директора Коми-Пермяцкого национального драмтеатра Анатолия Четина. А ещё просто: «Хозяин». Театр Анатолий Пахомович возглавляет уже 34 года. И что ни спектакль — то хит. Билетов обычно не достать. Нигде, пожалуй, так больше не гордятся своим театром, как в Коми округе.
Артист с детства
Рос Толя в большой семье. Отец всё ждал красавицу-дочку, а рождались одни мальчики. Толя – седьмой сын. На радость матери, восьмым и последним ребёнком в семье стала наконец-то девочка.
Жила семья в деревне Дёмино Кудымкарского района, родители работали в колхозе.
Папа – пожарным. Он умер, когда Толя перешёл в восьмой класс. Мама во время войны «пахала» трактористом, позже работала дояркой.
Толя всё крутился при маме, помогал чем мог, летом подрабатывал в колхозе, на сенокосе, все вырученные деньги отдавал в семью.
В театр в первый раз он попал в средних классах. Учеников Дёминской национальной школы свозили в кудымкарский театр на какую-то сказку. Поездку школьники заслужили – отличились в художественной самодеятельности. Шестиклассник Толя Четин тогда словно сам в сказку попал.
Какой спектакль показывали – уже не помнит. Помнит люстру – невероятно большую, ослепительно красивую, как ему тогда, маленькому, казалось – на весь потолок.
В общем, та первая поездка в театр оставила впечатление на всю жизнь. Разве мог тогда мечтать подросток, что когда-нибудь сам станет руководить этим театром?.. Нет, конечно.
Несмотря на то что уже с начальных классов к мальчику прочно прилепилось прозвище «артист». Выступать он любил, танцевал чуть ли не с пелёнок. Бессменный горнист, активист школы...
При этом он никогда не терпел творческого беспорядка, ни в школе, где был всегда опрятен, педантично аккуратен, в чистой белой рубашке, ни позже, на работе в театре – куда неизменно приходит в парадном виде, в костюме и галстуке.
Были времена, платили тушёнкой
Первая роль, сыгранная в родном театре после окончания национальной студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, – слепого пленного офицера в «Оптимистической трагедии».
Одна из самых любимых – роль Дона Мендозы в комедии по пьесе «Дуэнья» Шеридана. За неё он получил премии на окружном и областном уровнях. Запомнился зрителям и несчастный горбатый Михаил в трагедии на коми языке «Гажтэм говк» («Грустное эхо»). А какое счастье, говорит он, играть для детей! Будь-то роль Бабы-Яги или Ивана-дурачка. Всего в актёрской копилке Анатолия Четина – около шестидесяти ролей.
Директором театра Анатолий Четин стал в тридцать лет. Неожиданно для всех, в том числе и для себя. Конечно, и в студенчестве он был бессменным старостой, и в театре – секретарём комсомольской организации, но староста группы и директор театра – это всё-таки разные вещи.
«Хватит демократии», – решил тогдашний художественный руководитель театра легендарный Владимир Гуляев после того, как в течение двух-трёх лет поменялись несколько директоров театра, выбранных самим коллективом. И попал в точку, выбрав Четина.
«Конечно, вначале было страшно. Но поддерживали такие мэтры, как Владимир Гуляев, Афанасий Ярков… Я пришёл в 1990-м году. Да, были времена, когда месяцами не платили зарплату. Но к театру в округе всегда – трепетное отношение, – рассказывает Анатолий Пахомович. – И деньги так или иначе находились. Помогали люди. Платили продуктами, помню, как в одном из леспромхозов Гайнского района расплачивались тушёнкой и сгущёнкой. Лишь бы только мы выступали».
Если посчитать, Пахомыч занимает директорское кресло уже 34 года. Самое главное, чем он должен, наверное, гордиться и на пенсии, так это тем, что за годы его руководства воздвигнуто новое здание драматического театра в Кудымкаре.
Четин перестал играть лишь когда совсем стало некогда. Надо было строить театр. Точнее он опять играл. Но очень большую и незавидную роль. Роль завхоза. Директор, считает Анатолий Пахомович, по сути, и есть завхоз. Это была его главная роль! Надо было сохранить труппу и достроить театр. Говоря на простом языке, он не позволил театру развалиться.
«Команда – великое дело. Организовать её работу – долг директора. И когда рядом сильные, умные, целеустремлённые личности – это большая редкость. Нашему театру с этим повезло», – считает Анатолий Пахомович.
Театр уже давно играет в новом здании, который открыл своим золотым ключиком папа Карло. Пахомыч. Ну кто ж ещё? Театр для него давно стал домом.
И в этом здании огромные ослепительные люстры и торжественный тёмно-вишнёвый бархат занавеса… Все, как в Толином детстве.
ВРЕМЯ ПОЗДРАВЛЕНИЙ
Татьяна Тихоновец, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ:
– Анатолию Пахомовичу Четину, директору Коми-Пермяцкого окружного национального театра – 65 лет. И бОльшую часть своей жизни он руководит Коми-Пермяцким театром. Вместе со своими однокурсниками он приехал после окончания ЛГИТМиКа (Ленинградского государственного института театра, музыки и кино) в родной Кудымкар. Они стали молодым пополнением труппы. И, конечно, не случайно именно его выбрал и начал готовить на пост директора тогдашний художественный руководитель театра – Владимир Дмитриевич Гуляев. В первые годы Анатолий Четин ещё играл в спектаклях (он был острохарактерным, комедийным артистом), но потом директорские заботы полностью захватили его.
В первые годы Анатолий Четин ещё играл в спектаклях (он был острохарактерным, комедийным артистом), но потом директорские заботы полностью захватили его.
Вдумаемся: он руководит театром с 1990 года. Мало того, что времена были непростые. Но в двухтысячные был разрушен старый театр и началось строительство нового здания. Самые тяжелые испытания пришлись на те долгие годы, когда строился новый театральный дом. Директору удалось сохранить труппу, репертуар, несмотря на отсутствие сцены. Театр ездил на фестивали, бывал со спектаклями в Перми, ездил по селам. И всегда директор «держал марку» театра. Был озабочен репертуаром, проведением лабораторий, участием в российских фестивалях, состоянием труппы. Он настоящий хозяин театра. Умный, осторожный, рачительный. И самое главное – он знает театральное дело изнутри. Не «с улицы пришел», как многие театральные директора, которым все равно, чем руководить – дворцом культуры, музеем или парком культуры и отдыха.
Самые тяжелые испытания пришлись на те долгие годы, когда строился новый театральный дом. Директору удалось сохранить труппу, репертуар, несмотря на отсутствие сцены. Театр ездил на фестивали, бывал со спектаклями в Перми, ездил по селам.
В 2023 году Анатолий Пахомович получил диплом лауреата Всероссийской общественной премии «Гордость нации» в номинации «за вклад в сохранение и развитие родных языков». Общественной государственной организации Ассамблея народов России. Гордимся и поздравляем!
В 2023 году Анатолий Пахомович получил диплом лауреата Всероссийской общественной премии «Гордость нации» в номинации «за вклад в сохранение и развитие родных языков».
Татьяна Климова, заместитель директора по организации зрителя Коми-Пермяцкого национального драматического театра:
– Меня всегда удивляло и поражало его умение учиться. Он всегда понимал, что и у кого можно взять на заметку, и как применить это в работе Он весь в театре, он всегда здесь. Когда говоришь «Пахомыч» – все в Коми округе знают, кто это. Он сделал себя сам, добился всего многолетним трудом, своей болью за театр, своей жизнью в театре, потому что, по сути, вся его жизнь – это театр.
Он весь в театре, он всегда здесь. Когда говоришь «Пахомыч» – все в Коми округе знают, кто это. Он сделал себя сам, добился всего многолетним трудом, своей болью за театр, своей жизнью в театре, потому что, по сути, вся его жизнь – это театр.
Анатолию Пахомовичу нынче — 65 лет. А разве дашь ему столько? Мой папа порой шутил: «Он у вас кровь пьёт что ли, так молодо выглядит?» Выглядит он, действительно, очень хорошо. Это, мне кажется потому, что он всегда держит осанку. Он идёт по городу — и сразу узнаётся его всегда прямая спина, уверенная походка, несёт себя с достоинством. Никогда его не видела сгорбленным или осунувшимся. При любых обстоятельствах, что бы ни случилось, всегда прямая спина и поднятая голова. Это не может не восхищать.
Несколько лет назад, я тогда ещё работала в Министерстве по делам Коми округа, местными предпринимателями был организован проект «Танцы со звёздами». Нас с Анатолием Пахомовичем пригласили в проект. И никто из нас не знал, с кем будет танцевать, А когда узнали , все шутливо выясняли между собой, а кто из нас собственно звезда. Он был прекрасным партнёром, с ним было легко. Как он был красив в этом своём фраке и как держал осанку! Это было прекрасное время, почти все танцевальные пары теперь наши друзья и что важно, друзья нашего театра.
Дина Браун, руководитель отдела развития Коми-пермяцкого национального драматического театра:
– Анатолий Пахомович – удивительный человек. Всегда добрый, понимающий и сдержанный, но при этом справедливый и строгий руководитель. Особенно меня впечатлила его фраза, сказанная в ходе просветительской встречи с подростками. Смысл этой фразы в том, что во взаимоотношениях с людьми, в работе, в любом деле добра можно добиться только добром, терпимостью и настойчивостью.
Он всегда знает, как лучше для театра, для коллектива, но при этом готов советоваться и обладает большой гибкостью характера. Говорит, что все мы занимаемся одним большим делом и не боится поучаствовать в каких-то обыденных рабочих моментах, когда это участие необходимо. Наверное, именно за эти черты мы его любим и уважаем.
Людмила Войлокова, председатель общества радетелей коми-пермяцкого языка и культуры «Югöр»:
- Анатолий Пахомович – уважаемый человек, директор, который стоял у руля в непростой период строительства нового здания театра. Остался верен национальному театру, который постоянно ведёт поиск нового драматургического материала на коми-пермяцком языке. Стиль его работы немного экспериментаторский, и одновременно сохраняющий традиции народности. Может быть, именно это является одной из причин успехов нашего театра на общероссийской театральной арене.
Стиль его работы немного экспериментаторский, и одновременно сохраняющий традиции народности. Может быть, именно это является одной из причин успехов нашего театра на общероссийской театральной арене.
Я столкнулась с ним ближе при проведении межнационального фестиваля «Сообщение». Это ответственный и честный руководитель, творческий и креативный, осторожный, но открытый передовым идеям, дающий дорогу молодым, с хорошим тонким вкусом в любом деле… Приятный, открытый, позитивный человек…
Может не все помнят, но это ещё и талантливый актёр, которого и сейчас хочется увидеть в одной из постановок… Я на всю жизнь запомнила его как яркого и колоритного артиста, исполнившего роль журналиста в одном из спектаклей или Бабы-Яги в игровом фильме «Сладкая избушка». Хочется пожелать Анатолию Пахомовичу долголетия, успехов всей труппе, а театру оставаться колыбелью для сохранения и развития, прежде всего, коми-пермяцкого языка – нашего народного достояния.
Справка
С 2014 года Коми-Пермяцкий театр работает в новом реконструированном здании. Сегодня в театре созданы комфортные условия для зрителей и коллектива. Спектакли идут в двух зрительных залах: большом – на 280 мест и малом – на 56 мест. В театре работает более 140 человек, из них 42 артиста, 50 % из которых владеют коми-пермяцким языком.
В текущем репертуаре 93-го театрального сезона 34 наименования: 25 спектаклей для взрослой аудитории и 9 для детей, из них 7 на коми-пермяцком языке. 4 спектакля театра являются лауреатами премии Пермского края в сфере культуры и искусства, из них 3 идут на родном языке. Нередко для постановки новых спектаклей приглашаются режиссеры и художники из Перми, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов, что стимулирует творческую активность театра, развивает потенциал группы.