Примерное время чтения: 3 минуты
156

Банк «Открытие»: рост цен на сталь в Европе может продолжиться

Сюжет Бизнес-новости
Пермь, 23 марта - АиФ-Прикамье.

Европейские цены на сталь обновили очередной исторический максимум: по данным торгов на Лондонской бирже металлов, стоимость майского фьючерса на поставку горячекатаного стального проката достигла 22 марта $1625 за 1 тонну.

По словам управляющего директора сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниила Каримова, основными факторами роста цен выступают запрет на импорт в ЕС стального проката из РФ и практически полное отсутствие на рынке поставщиков проката из Украины. Косвенное значение имеют и другие санкции против России.

Россия является одним из основных крупных поставщиков стального проката в ЕС, лидируя в поставках сортового проката и занимая 2-3 позицию по плоскому прокату. В 2020 году доля РФ в структуре поставок плоского проката составляла 14%, сортового – 19%. В совокупности объем импорта ЕС из России составлял около 15%, еще 6% приходилось на Украину. В 2021 году объёмы поставок увеличились на фоне высокого спроса на сталь в Европе. Основным конкурентным преимуществом российского проката всегда была его низкая стоимость, которая даже с учётом импортных пошлин в ЕС, действующих при поставках сверх определенной для РФ квоты, делала его привлекательным по сравнению с локальной продукцией. Отказ от импорта российского проката означает необходимость его замещения более дорогим – из других регионов – или увеличения загрузки местных производителей.

Замещение импорта из РФ может быть реализовано за счёт дополнительного предложения от текущих основных поставщиков (Турция, Сербия, Индия, Китай, Южная Корея и Тайвань), а также заметного расширения импорта из Японии, стран ЮВА и Ближнего Востока. При этом в некоторых случаях можно ожидать, что исторически высокие цены на сталь в Европе сделают экспорт стали из этих стран более привлекательным, чем ее поставки на внутренний рынок. Это позволит России переориентировать часть своего выпадающего экспорта в эти страны.

При этом существенных свободных объемов производства на мировом рынке нет. Средняя загрузка мировых мощностей составила в 2021 году около 75%, в Китае – 79%, в Южной Корее – 78%. Для увеличения загрузки цены должны поддерживаться на высоком уровне, чтобы стимулировать производителей начать наращивать выпуск.

Помимо непосредственного ограничения на импорт проката из РФ, на стоимость стали в ЕС влияет рост издержек европейских производителей. Более 40% производства стали в ЕС осуществляется на электродуговых печах, что означает существенную долю электроэнергии в структуре издержек. С учетом роста стоимости газа и других энергоносителей в ЕС с начала года, многие компании столкнулись с ростом расходов на производство. Это станет одним из основных факторов высоких цен и их медленного снижения в течение 2022 г. даже после стабилизации товарных потоков в мире.

Следует также отметить, что рост издержек коснется и производителей стали с кислородно-конвертерными печами на фоне рекордных цен на коксующийся уголь – они увеличились на 60% до $600-650 за т.

По оценкам «Открытие Research», нынешний рост цен может продолжиться – многое будет зависеть от перспектив введения новых санкций против РФ в энергетическом и сырьевых секторах. Так, например, запрет на импорт стальных полуфабрикатов, которые не попали под текущие ограничения, может привести к дальнейшему росту цен, провоцируя снижение производства проката внутри ЕС. В целом в 2021 г. объем импорта в ЕС полуфабрикатов из РФ составил около 5 млн т, тогда как поставки плоского и сортового проката в совокупности представляли 4,5 млн т. В негативном сценарии введения новых санкций против России, ограничивающих дальнейшую торговлю, в т.ч. стальными полуфабрикатами, можно ожидать стоимость г/к рулона на уровне $2 000/т на спотовом рынке Европы.

В более оптимистичном сценарии котировки стали в ЕС могут начать снижаться уже в мае 2022 г., однако будут оставаться высокими до 2023 г. В среднесрочной перспективе снижение цен остановится на значениях, существенно превышающих средние исторические уровни. Более того, цены могут прекратить снижение в 2023 г., когда по текущим прогнозам ожидается рост поставок полупроводников и, следовательно, потенциальный рост спроса на сталь со стороны автомобильного сектора.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах