Женщины в бизнесе предпочитают находить опору в семье, но при этом стараются помогать другим.
Портрет деловой женщины сегодняшнего дня составили к 8 марта Сбер, Минэкономразвития РФ и Фонд «Общественное мнение». Обобщённый образ выглядит, так – это оптимистка 36–45 лет, которая владеет небольшой компанией, хочет учиться и помогать людям.
Исследование показало, что современные женщины-предприниматели оптимистичнее мужчин, чаще учатся, больше занимаются благотворительностью и чаще заботятся о природе. На старте они готовы рисковать наравне с сильным полом, но с большей осторожностью планируют расширять свой бизнес.
Такие выводы были сделаны на основе исследования, в котором приняли участие 600 владельцев ООО и ИП, а также 600 самозанятых со всей России.
Оценка, размер и сфера бизнеса
Каждая вторая российская женщина (48%) с оптимизмом оценивает возможности для открытия своего дела и считает, что условия для ведения бизнеса будут только улучшаться (так же думают 43% мужчин). На вопрос, готовы ли они начинать бизнес, если будут высокие риски неудачи, 44% ответили утвердительно.
На сегодняшний день 58% женщин-предпринимателей владеют небольшими компаниями с оборотом до 5 млн рублей в год, при этом у 48% нет наёмных сотрудников либо их немного — от одного до 16 (46%). Они чаще открывают бизнес в розничной торговле (35%), лидируют в профессиональной, научной и технической деятельности (17%).
«В последние годы в России растёт число женщин-предпринимателей, прежде всего в малом бизнесе и среди самозанятых. Это связано и с тем, что зарегистрировать бизнес сегодня намного проще, чем несколько лет назад», – рассказал заместитель Председателя Правления Сбербанка Анатолий Попов.
Он также отметил, что есть тенденция к тому, что женщины в бизнесе используют родных и близких, как энергетический ресурс. Они находят опору в семье: 90% обращаются за поддержкой к близким, когда сталкиваются с трудностями. При этом 50% женщин считают свой бизнес семейным и 30% надеются, что родные в будущем продолжат их дело».
Ситуация в бизнесе и отношение к мерам поддержки
Занимаясь бизнесом, больше половины опрошенных женщин-предпринимателей (55%) считают, что дела идут стабильно, 9% уверены в том, что бизнес идёт хорошо.
И женщины, и мужчины не планируют закрывать своей бизнес в ближайшее время. Многие из них рассчитывают на господдержку. Среди самых полезных мер они чаще отмечают специальные налоговые режимы (53%), обучение (16%) и информационную помощь (15%). Ждут и помощи от банков — в виде льготной рекламы и маркетинговой поддержки (37%).
«Мы видим положительную динамику развития женского предпринимательства: более 900 тысяч женщин руководят своими компаниями, 1,8 млн развивают бизнес в качестве индивидуального предпринимателя, 2 млн женщин активно ведут свою деятельность в качестве самозанятого. Согласно данным исследования ПРИМ, и женщины, и мужчины не планируют закрывать свой бизнес в ближайшее время. Многие из них рассчитывают на господдержку. Среди самых полезных мер они чаще отмечают специальные налоговые режимы (53%), обучение (16%) и информационную помощь (15%)», — отмечает замминистра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
Учёба, социальные проекты и хобби
Исследование выявило, что женщины-предприниматели чаще мужчин говорят, что им в работе не хватает бизнес-знаний (88% vs 76% среди мужчин). Они хотели бы лучше разбираться в юридических вопросах (39%), больше знать о мерах поддержки (38%), бухгалтерии (33%), стратегиях продвижения (29%) и финансовой грамотности (23%), а также быть экспертами в своей бизнес-нише (23%).
Чтобы повысить свою компетентность, женщины-предприниматели готовы учиться: они чаще планируют повысить свою квалификацию в ближайшем году (54% vs 36% среди мужчин) и больше обучались за последние три года (41% vs 32%).
Исследование также показало, что женщины-предприниматели зачастую занимаются не только бизнесом, но и социально значимыми проектами (86%). Они сотрудничают с благотворительными организациями (37%), сокращают расход офисной бумаги (35%), организуют субботники (33%) и адресно помогают нуждающимся (30%). Им важны поддержка и содействие в решении социальных проблем: они ожидают финансовой помощи (29%), консультаций (24%), информации об актуальных социальных проблемах (23%).
Бизнесвумен сегодня стараются жить полноценной жизнью: в свободное время занимаются спортом (31%), рукоделием (23%) и садоводством (15%). Они чаще читают книги (73% vs 53% среди мужчин), отдавая предпочтение классической литературе (41%), историческим романам (36%) и книгам по саморазвитию и психологии (36%).