Финансовая нестабильность — это испытание для всей семьи. Но для детей, которые только формируют свою картину мира, родительская тревога и вынужденная экономия могут стать источником страхов и чувства незащищённости. Как помочь ребёнку пережить сложный период, не возлагая на него взрослое бремя забот? Как превратить разговоры о деньгах из источника конфликтов в инструмент финансового воспитания? На эти и другие вопросы отвечает клинический психолог Юлия Трифанова.
Первые уроки
Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Юлия, с какого возраста начинать с детьми говорить о деньгах? И как объяснять их ценность?
Юлия Трифанова: Сохранять иллюзию, что деньги появляются из ниоткуда, — ошибка. Уже в 3-4 годика ребёнку важно понимать, что они — не волшебство. Можно сказать: «Мамина карточка — это как кошелёк. На ней лежат деньги, которые папа и мама заработали. Мы можем покупать за них еду, игрушки, одежду». В 7 лет — показать связь с трудом: «Люди ходят на работу, делают полезные дела — учат детей, строят дома, лечат. За свою работу они получают деньги — зарплату. Чем сложнее и полезнее работа, тем больше она ценится». К 12 годам можно вводить понятие бюджета и делегировать ответственность. Например, так: «Вот тебе деньги на школьные обеды на неделю. Решай сам: купить много булочек и сок сегодня или растянуть на всю неделю».
Детские слёзы
— Ребёнок закатил истерику в магазине: «Купи!» Как действовать?
— Первая фраза у полки должна быть спокойной и эмпатичной, но твёрдой: «Я вижу, как тебе хочется эту куклу. Она действительно красивая. Но сегодня мы её покупать не планировали». Не вступайте в пререкания и не давайте туманных обещаний «в другой раз». Дома, когда эмоции улягутся, обсудите ситуацию: «Мы не можем покупать всё и сразу. Давай подумаем, как мы можем накопить на эту игрушку? Может, отложим часть твоих карманных денег?» Это превращает «нет» в совместное планирование.

— «У Маши в классе есть новая PlayStation, а у меня нет!» Как реагировать на это, не культивируя зависть и комплекс неполноценности?
— Важно не обесценивать и не сравнивать. Лучше объясните разницу в семейных приоритетах: «Да, у Маши есть PlayStation. В каждой семье свои правила: кто-то тратит деньги на технику, а кто-то — на путешествия или кружки. Мы сейчас выбрали другое. И у тебя тоже есть многое, что ценно именно для тебя». Так вы учите ребёнка уважать чужой выбор и ценить свой ресурс.
— Если подросток требует последний iPhone, как у одноклассников?
— Не спорьте, а переведите в задачу: «Я понимаю, как те- бе этого хочется. Давай вместе посмотрим цену и составим план. Какую часть суммы я могу отложить, а какую — ты? Например, из своих карманных денег или от летней подработки?» Так вы меняете конфликт на совместное достижение цели, обучая планированию и ответственности.
Карманный бюджет
— Давать ли карманные деньги в кризис? И как объяснить их уменьшение?
— Лучше не убирать их совсем, чтобы ребёнок не почувствовал полную зависимость. Можно дать меньше: «Сейчас мы экономим, поэтому у тебя сумма немного меньше. Но это временно. И ты всё равно сам решаешь, на что её потратить».
— Платить ли ребёнку за пятёрки и мытьё посуды?
— Важно разделять. Где ответственность ребёнка (собака, его комната, внешний вид, оценки) — не стоит. Там, где не его (уборка вне его комнаты, глажка общего белья, помощь в ремонте) — можно предложить вознаграждение. Это учит ценить труд.

— Ребёнок дал другу деньги до завтра, а друг пропал. Как помочь пережить первое финансовое предательство?
— Поддержите ребёнка и помогите извлечь урок, а не ругайте: «Понимаю, как неприятно. Иногда люди поступают нечестно, и это горький опыт. Теперь ты знаешь, что деньги стоит давать только тогда, когда точно уверен, что человек вернёт, или когда тебе не жалко потерять».
Семья в кризисе
— Папа потерял работу. Стоит ли это скрывать от детей?
— Скрывать не стоит — дети всё чувствуют. Но и пугать нельзя. Можно сказать: «Папа сейчас ищет новую работу. Это не значит, что мы останемся без еды или дома. Просто какое-то время будем осторожнее с деньгами. А потом всё наладится».
— Ребёнок стал отказываться от платных кружков и школьных обедов, говоря, что ему неинтересно. А на самом деле, чтобы помочь семье экономить. Как снять с него этот груз?
— Это сигнал, что ребёнок взял на себя непосильную взрослую ответственность. Важно вернуть ему чувство защищенности: «Я очень тронута твоей заботой. Спасибо! Но отвечать за деньги — это наша, родительская, задача. Твоя главная работа сейчас — учиться, развиваться и быть ребёнком. Если нам понадобится твоя помощь, мы обязательно тебе скажем».

— Как не заразить ребёнка своей финансовой тревогой?
— Дети как барометр — они чутко улавливают родительское напряжение. Не стоит при них подробно обсуждать счета, долги или кредиты. Если ребёнок чувствует беспокойство, дайте ему опору: «Да, у нас сейчас есть сложные взрослые задачи, но мы обязательно со всем справимся. Тебе не о чем волноваться — твоя жизнь в полной безопасности». Ваша спокойная уверенность — лучший щит для детской психики.
— Пришлось переехать в квартиру меньше из-за ипотеки. Подросток называет новую комнату конурой. Как помочь ему пережить потерю личного пространства?
— Не отрицать его эмоции. Сказать: «Я понимаю, что тебе обидно. Да, теперь места меньше. Но мы можем сделать комнату уютной и удобной — давай выберем вместе, как расставить мебель или украсить стены». Так вы превращаете ситуацию потери в совместный творческий проект.
— В сердцах ребёнок кричит: «Вы плохо работаете, поэтому мы бедные!» Как реагировать на эту детскую жестокость?
— Не стоит кричать в ответ. Лучше спокойно: «Ты злишься, и от злости говоришь обидные вещи. Работа — это всегда труд. И размер зарплаты не всегда равен количеству приложенных усилий. Давай лучше подумаем, чего именно тебе не хватает, и вместе составим план, как это получить».
— Деньги — причина ссор супругов. Если ребёнок стал свидетелем конфликта, что ему сказать?
— Нужно разрядить ситуацию: «Мы поспорили, потому что у взрослых бывают разные взгляды на деньги. Но это не значит, что что-то страшное случится. Мы всё решим, а тебе не о чем переживать».
Родительские ловушки
— Можно ли превратить финансовые трудности в полезный опыт?
— Да, это отличный момент. Можно вместе составить список покупок на неделю, обсудить, как уложиться в бюджет. Или придумать, как заработать на что-то вместе: например, помочь соседям, устроить маленький «бизнес» вроде выпечки или поделок.
— Ребёнок видит, как вы отказываете себе в новой куртке, чтобы купить ему кроссовки. Как не сформировать у него чувство вины за родительские жертвы?
— Самая большая ошибка — использовать жертвенность, как инструмент давления. Не говорите: «Я отказываюсь от всего ради тебя». Вместо этого сфокусируйтесь на его потребности: «Я так рад, что у тебя будут удобные и красивые кроссовки! Для меня важно, чтобы ты чувствовал себя комфортно».
— Бабушка тайком даёт внуку деньги на фастфуд. Как выстроить общие правила?
— С бабушкой — мягко, но чётко: «Спасибо за заботу, но у нас есть правила питания и кар- манных денег. Давай уважать их». С ребёнком: «Бабушка хочет тебя порадовать, но мы с тобой договорились о здоровом питании. Давай вместе решим, на что лучше потратить эти деньги, следуя нашим правилам».
— Как донести разницу между «не можем» и «откладываем на ремонт»?
— Нужно помнить, что дети очень умные и понимают всё, даже если вам так не кажется. Поэтому с детьми нужно всегда говорить честно. Сказать прямо: «Сейчас мы не покупаем эту вещь, потому что копим деньги на ремонт. Это важно для семьи. Позже, когда мы закончим с ремонтом, можно будет вернуться к твоему желанию».
— Кризис позади. Стоит ли сразу исполнять все отложенные хотелки?
— Резкий переход от тотальной экономии к бездумным тратам — плохой урок. Объясните: «Теперь у нас стало больше возможностей. Давай расставим твои желания по порядку и начнём воплощать самые важные. Мы не спешим и делаем это с умом». Это закрепляет привычку к осознанному потреблению.
— Что самое главное мы должны донести до ребёнка о деньгах в трудный период?
— Главный посыл должен быть таким: «Денег бывает то больше, то меньше. Это не страшно, если уметь планировать, договариваться и поддерживать друг друга. А главное — мы справимся вместе».
— Как научить ребёнка не просто копить, а грамотно распределять бюджет?
— Отлично работает простая техника трёх копилок:
1. «На себя» — на мелкие, ежеднев- ные радости;
2. «На других» — на подарки близким
или благотворительность, это учит щедрости и эмпатии;
3. «На мечту» — на крупную цель: велосипед, новый телефон. Этот подход учит ребёнка, что деньги — инструмент для разных жизненных задач, а не только для сиюминутных хочу.
И накопить на мечту. Когда ребенку пригодится собственная банковская карта
«Не тот цвет волос». Убийца 7-летнего Кирилла Усольцева мог соврать
«Не могу дышать, помогите». Диспетчер МЧС спасла ребёнка из горящей квартиры
Прививочный беспредел. Пермяки жалуются на дефицит вакцины для детей
«Погода на ладошке». Дети из Прикамья создали собственную метеостанцию