Примерное время чтения: 10 минут
453

Финансовый квест. Что не так с зарплатами учителей и медиков?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Прикамье 08/12/2021
Некоторым педагогам приходится работать на две ставки ради хорошей зарплаты.
Некоторым педагогам приходится работать на две ставки ради хорошей зарплаты. / Станислав Ломакин / АиФ

Оплата труда работников бюджетной сферы во многом зависит от того, сколько денег заложили на финансирование той или иной отрасли. Зарплата педагогов и докторов в последние годы – один из насущных вопросов в Прикамье.

О том, как складываются доходы учителей и почему меры поддержки медиков не решают всех проблем, рассказывает депутат Заксобрания Пермского края Михаил Поздеев.

Расчёт подвёл?

Ольга Стругова, «АиФ-Прикамье»: Парламент приняли бюджет Пермского края. Одно из главных направлений, на которое выделили немалые деньги, – образование. Как оцениваете распределение средств внутри этой сферы?

Михаил Поздеев: На обеспечение работы системы дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования в Пермском крае в 2022 г. планируют направить 39,9 млрд руб. Это самая большая статья расходов бюджета региона. Она составляет 20,1 % краевой казны. И это без учёта затрат на развитие инфраструктуры учебных заведений и расходов на систему управления отраслью, которые в следующем году составят ещё 6,1 млрд руб.

Однако правильнее будет задать вопрос: сколько необходимо денег для качественного выполнения обязательств государства в сфере образования? И вот тут выясняется, что дела обстоят не так уж и хорошо.

Например, из краевого бюджета финансируется основная часть расходов на школьное образование в муниципалитетах края. Эта сумма, согласно справочным материалам Министерства образования и науки края, в 2022 г. составит 15,75 млрд руб. для обучения 324,4 тыс. учащихся. Это означает, что в среднем на одного школьника выделяется примерно 48,5 тыс. руб. в год. Почти все эти средства идут на зарплату педагогов и сотрудников школ.

Если выполнить все законодательные и нормативные требования по финансовому обеспечению работы средних образовательных учреждений, то с учётом заложенной суммы зарплата учителей (речь об одной ставке) будет лишь примерно 22,2 тыс. руб. И это включая уральский коэффициент. Это соответствует лишь 55 % целевого показателя средней зарплаты учителя в Пермском крае на 2022 г., прописанном в майских указах президента страны. Чтобы поднять норматив по зарплате до необходимого уровня (39,8 тыс. руб.), нужно увеличить общее финансирование на школьное образование до 28,17 млрд руб. Это означает, что недофинансирование только на ступени школьного образования составляет 12,4 млрд руб. А ведь есть ещё заниженные расходы края по дошкольному и профессиональному уровням образования.

Поэтому можно сделать общий вывод о том, что на сферу образования в регионе нужно выделять минимум на 12 млрд руб. больше уже в 2022 г. Иначе система образования из-за серьёзных перегрузок и недофинансирования перестанет выполнять свою функцию полностью. Это может привести к дополнительному росту социального напряжения среди жителей нашего региона.

На сферу образования в регионе нужно выделять минимум на 12 млрд рублей больше уже в 2022 году.

– Но ведь зарплаты учителей, по данным Росстата, в Прикамье уже превышают 40 тысяч рублей в месяц. Где происходит расхождение?

– Да, Росстат показывает именно такие цифры. Однако всё дело в системе подсчёта. Если учитель работает за двоих (на две ставки), то он получает две зарплаты, работая по 12 часов в сутки и проводя по шесть уроков в день. По методике службы статистики, такой работник учитывается только один раз. В результате его зарплата оказывается на уровне 40 тыс. руб. в месяц. Коллега такого учителя, работая в нормальном режиме (по шесть часов в день и проводя при этом три урока), получает всего около 20 тыс. руб.

Как одна, так и другая ситуация недопустима. Педагог, работающий на две ставки, долго не сможет выдерживать такой нагрузки. Или же резко снизит качество обучения. Учитель, который трудится в нормальных условиях, не сможет прожить на 20 тысяч в месяц.

Педагог, работающий на две ставки, долго не сможет выдерживать такой нагрузки. Или же резко снизит качество обучения. Учитель, который трудится в нормальных условиях, не сможет прожить на 20 тысяч в месяц.

Именно так сейчас складываются дела в школьном образовании края. Учителя вынуждены набирать повышенную нагрузку, чтобы у них была нормальная зарплата. Но бывает ещё более сложная ситуация. Иногда педагоги выполняют дополнительную работу, но не получают за это соответствующую доплату. При этом чиновники от образования видят, что росстатовская зарплата учителей достаточно большая. И «не видят», что педагоги работают на износ. Поэтому они делают вывод, что в школах всё нормально с финансами.

Камни преткновения

– Как исправить ситуацию?

– Этот замкнутый круг необходимо разорвать. Помимо того, что нужно значительно повысить финансирование отрасли, стоит собирать информацию о зарплатах учителей параллельно с данными Росстата. При этом надо выбрать другую систему расчёта: смотреть, сколько в месяц зарабатывает не один человек, а какая зарплата по ставке. Это даст более объективную картину с реальными цифрами. Только тогда мы вернём школу в нормальное состояние и вновь получим качественное школьное образование, а профессия учителя станет намного привлекательнее.

Сейчас же складывается не очень красивая картина. Ответственность за обучение ребят в школах власти полностью передали муниципалитетам и образовательным учреждениям. Но финансирование этой работы от региона в муниципалитеты доходит в сокращённом размере. Муниципалитеты также вносят свой вклад в финансирование школ, но в последнее время он весьма мал. Причина кроется в непростой ситуации с бюджетами территорий.

Фото: pixabay.com/ pixabay.com

Есть ещё одна загвоздка. По закону муниципалитет не может напрямую доплачивать зарплату учителям. Он вправе только оплачивать расходы на материальное обеспечение учебного процесса. В результате «крайними» становятся директора и учителя, которые тянут на себе гигантский воз проблем современной школы и при этом не получают законную оплату.

– Почему так получилось?

– Одна из причин – отмена в 2015 г. краевого закона, который устанавливал чёткие и прозрачные правила расчёта объёмов финансирования сферы образования. В последние годы Минобрнауки края проводит расчёт по своим внутренним правилам.

Из чего складываются нормативы финансирования? Этого не знают не только жители и работники образования, но и депутаты Заксобрания. Например, норматив финансирования на зарплату школьных работников в 2022 г. по сравнению с этим годом увеличили всего на 0,9 %. При этом официальная инфляция в 2021 г. вряд ли будет ниже 5 %. А повышение зарплат в крае в будущем году, по прогнозу федерального Мин­экономразвития, составит 7,4 %.

Фото: pixabay.com

На наш депутатский запрос в региональном министерстве ответили, что зарплаты (по данным Росстата) учителей уже в этом году достигли необходимого целевого уровня 2022 г. и поэтому норматив увеличен незначительно.

Для исправления такого положения дел буду предлагать коллегам по парламенту рассмотреть вопрос о возможном возврате полномочий по определению финансирования от исполнительной власти к законодательной. Это можно сделать, например, зафиксировав полные и прозрачные правила определения распределения средств на сферу образования в региональном законе.

А как же санитарки?

– Зарплата медиков тоже вызывает вопросы. Если у врачей ещё есть какие-то доплаты и выплаты, то медсёстры, фельдшеры, санитарки почти не получают мер поддержки. Что надо изменить?

– К сожалению, уровень дохода младшего и среднего медперсонала до сих пор остаётся очень низким. Даже по данным официальной статистики виден масштаб бедствия. В больницах края не хватает около 1300 медсестёр и санитарок.

В больницах края не хватает около 1300 медсестёр и санитарок.

Дело не только в том, что этим категориям медицинских работников по сравнению с врачами предусмотрено меньшее количество мер господдержки. Чтобы их получить, нужно пройти все административные барьеры. Выплаты нерегулярные. И они всех проблем не решают. Во многих сельских территориях нет необходимой инфраструктуры, нормальных жилищных условий, не хватает мест для ребят в детсадах.

Если посмотреть, из чего складывается оплата труда медицинских работников, можно заметить, что большую её часть составляют различные коэффициенты и стимулирующие выплаты. При этом сами оклады сотрудников зачастую меньше МРОТ. К примеру, в Перми ставка санитара в больнице – 6800 руб. Получается, что со всеми коэффициентами и стимулирующей частью размер оплаты труда приближен к МРОТ, прожить на который сложно.

Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

Минтруд и Минздрав РФ в этом году представили пилотный проект для семи регионов по внедрению новой отраслевой системы оплаты труда медиков. Пермский край участвует в нём. Проект предполагает применение коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона.

Считаю, что система оплаты труда младших медицинских работников должна быть более прозрачной. Нужно повысить оклады, увеличить сумму стимулирующих выплат. При определении зарплат медиков надо ориентироваться не на МРОТ, а на размер среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе.

– В крае приняли пакет мер поддержки для медиков в целом. Насколько он будет эффективным?

– Региональная программа по поддержке медицинских кадров предусматривает единовременные выплаты до 2 млн руб. врачам и фельдшерам. Но только тем, кто приедет работать в районы с острым кадровым дефицитом.

Эта мера поддержки будет действовать не во всех территориях края, а выплаты смогут получить лишь 40–50 врачей и фельдшеров. При этом в крае не хватает более 900 врачей. Дефицит кадров среднего и младшего медперсонала ещё выше.

Региональная программа предусматривает для медсестёр и фельдшеров возможность получения ежемесячных компенсаций на аренду жилья (до 10 тыс. руб.) при условии их трудоустройства в учреждениях здравоохранения Перми. Но такая поддержка нужна и в других территориях.

Как показывает практика, ранее принятые в крае программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» не дали больших результатов: нехватка докторов остаётся. Решать проблему кадрового голода надо системно, увеличивая финансирование отрасли здравоохранения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах