За последние годы пермяки пережили много нововведений в общественном транспорте. Менялись маршруты, автобусы, форма оплаты. Только пассажиры привыкли платить за проезд через валидаторы, как городские власти анонсировали возвращение кондукторов. Вернее – агентов по сбору платежей.
Причиной нововведения стали «зайцы». Тех, кто не оплачивает проезд, немало. Городские власти признали, что одни только контролёры не могут решить проблему. Появилась идея – ввести новых специалистов, которых условно решили назвать агентами по сбору платежей.
Транспортная экономия
Если описать идею коротко, на городских маршрутах появятся мобильные бригады кондукторов. Они будут входить в автобусы, собирать деньги с пассажиров, выходить и пересаживаться на другой маршрут. И так целый день. Начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин уверен, они могут помочь повысить собираемость платы за проезд.
«Мы знаем, на каком маршруте, где и когда больше безбилетников, а где меньше. Там, где собираемость в норме, бригады будут встречаться реже, – рассказал Анатолий Путин. – Мы вышли на определённые показатели, когда простое увеличение количества контролёров не работает. Возвращать на маршруты кондукторов бессмысленно. И обойдётся дороже. Кондукторам мы платим независимо от того, сколько билетов они продали. А агенты не будут получать ничего, если не продали билеты. Это выгоднее».
Как технически будет организована работа агентов, пока рассказали только в общих чертах. Предполагается, что будет заключаться договор с некой компанией, которая наймёт штат агентов. Компания обязана полностью обеспечить их работу: от формы (или отличительных деталей одежды) до безопасности. Организация получает определённый процент, контролирует работу.
Есть вопросы
Идею считают неплохой. Но подвох кроется в деталях. Учредитель транспортной компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов говорит, что необходимость замотивировать безбилетников платить есть. Однако к идее мобильных отрядов кондукторов он относится скептически.
«Кто сказал, что мобильные кондуктора будут брать деньги только с безбилетников? Это же невозможно. Оплачивать проезд будут все пассажиры. Что в итоге? Если сегодня администрация получает все 100 % денег, то в этом случае часть средств, и немалая, уйдёт компании, которая организует работу агентов. Доля безбилетников уменьшится, но не столь существенно. Экономический эффект, я полагаю, будет нулевой, – говорит перевозчик. – Никаких деталей пока нам не представили: ни в какое время будут действовать бригады, ни как будет выстраиваться работа по пересадке из автобуса в автобус. Как водители будут пускать их в салон? Не определены зоны, в которых агенты будут заходить в транспорт. Например, если ближе к конечной, то эффект будет выше. Но за счёт тех людей, которые и так платят. Кроме того, в каждом автобусе есть датчики пассажиропотока. Система посчитает мобильных кондукторов как пассажиров, а за проезд, понятно, они платить не будут».
Эдуард Мирзамухаметов считает, что изначально число безбилетников резко выросло из-за перехода на бескондукторную систему. Правда, со временем ситуация изменилась к лучшему, и сейчас доля «зайцев» – около 20 %. Это всё равно немало. И проблему надо решать.
«Считаю, что на протяжённых маршрутах, которые соединяют город и районы, от кондукторов рационально отказаться. А вот там, где высокий трафик и люди едут одну-две остановки, необходимость в кондукторах есть. Если вводить эти мобильные бригады кондукторов, то стоит направлять их именно туда. Хорошо, что департамент сформировал рабочую группу, на которой можно обсудить все вопросы и нюансы. Надеюсь, в итоге будет принято взвешенное решение», – говорит Эдуард Мирзамухаметов.
Предполагается, что прежде чем вводить агентов по сбору платежей, будет тестовый период – с апреля по 30 сентября 2023 г. Если эксперимент признают успешным, то мобильные бригады начнут работать постоянно.