История компании – это путь инновационного и успешного предприятия мирового масштаба. Пример того, что российские компании нефтяного машиностроения могут отвоевать себе место под солнцем на международном рынке. Не об этом ли говорят первые руководители страны, когда ставят задачу нарастить экспорт в не сырьевом секторе? Наша страна последние несколько десятилетий привыкла больше покупать оборудование, чем продавать за рубеж. Пример «Новомета» опровергает эту неутешительную закономерность: наше оборудование не хуже, а порой даже лучше самых передовых западных разработок.
Кризис не страшен
Часто можно слышать, мол, всё, чем мы можем гордиться в промышленности, уходит историей в советские годы. И что за всё это время ничего дельного не придумали. Это утверждение верно лишь отчасти.
Всё началось в переломный 1991 г., когда шестеро учёных-энтузиастов по главе с Олегом Перельманом решили основать собственную фирму. То есть компания родилась в кризис, может быть, поэтому они (кризисы) ей не очень-то и страшны.
Основным профилем фирмы стало производство составных частей нефтяного насоса по новой технологии – порошковой металлургии. «Новомет» так и расшифровывается: новые металлы. Вряд ли «отцы-основатели» тогда могли предполагать, что через четверть века фирма вырастет в большую группу компаний с численностью сотрудников более 5 тыс. человек.
Новые высоты
Несколько лет компания занималась изготовлением комплектующих, которые в силу своих характеристик быстро завоевали популярность. На этом можно было и остановиться: штампуй да зарабатывай. Но предприятие только начинало входить во вкус. Логика развития подталкивала к новому этапу – производству собственных насосов. В 1998 г. для «Сургутнефтегаза» завод изготовил первые 100 агрегатов. Продукция нефтяникам понравилась, и постепенно предприятие стало осваивать всё новые и новые ниши. Спустя четыре года компания начала выпуск сложного высокотехнологичного продукта – полнокомплектной погружной насосной установки для добычи нефти.
А ещё через год компания освоила новое направление – сервис. Любое оборудование требует правильного обслуживания, тем более такое, которое работает на глубине нескольких километров в агрессивной среде.
Сегодня пермяки известны не только как производители оборудования, но и как сильная сервисная компания. В составе ООО «Новомет-Сервис» сегодня действуют семь сервисных центров по ремонту и обслуживанию установок, в том числе в Казахстане и Азербайджане.
Стратегический вектор
Более четверти всего оборудования, которое производит завод, относится к инновационной и модернизированной продукции. Кстати, во всём мире показатель в 10-15% уже считается очень хорошей цифрой.
Если применить термины из школьного курса биологии, то можно сказать, что ген, определяющий траекторию развития данного предприятия – это ген инноваций. В далёком 1991 г. именно новые разработки команды Перельмана открыли дверь на российский нефтяной рынок. А последующие изобретения спустя годы стали своеобразным входным билетом на международный рынок.
Активно выходить за рубеж компания начала шесть лет назад. Это было очень непросто, ведь конкурировать пришлось с мировыми грандами. Привлечь заказчика можно было только уникальной продукцией. И ставка на инновацию сыграла! Сегодня в орбиту интересов пермского производителя входят более 15 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Все эти годы предприятие расширяло сеть собственных баз по миру. Не стал исключением и 2015 г. В сентябре сервисный центр открыли в Аргентине, а в декабре – в Кувейте. Начали работу первые установки в США: в Техасе и Оклахоме. В первой половине 2016 г. компания планирует открыть базы в США и Эквадоре.
Когда начались сложности на российском рынке, именно зарубежные контракты помогали компании сохранять устойчивость. И не просто выживать, а искать новые точки роста.
Комментарий
Максим Перельман, генеральный директор АО «Новомет-Пермь»:
«Мы можем конкурировать с ведущими мировыми производителями только опираясь на новые технологии. Никакого другого секрета здесь нет. Мы готовы оперативно реагировать на потребности заказчиков, решать их нестандартные проблемы. В среднесрочной перспективе ставим себе цель занять до 10% мирового рынка».
На правах рекламы