Примерное время чтения: 7 минут
831

Блицкриг провалился. Взгляд на калийный кризис из Белоруссии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Прикамье 08/10/2013

Известный прикамский блогер Андрей ЛУЧНИКОВ побывал в союзном государстве, чтобы взглянуть на калийный кризис, что называется, изнутри. И своими впечатлениями сразу после возвращения поделился в интервью «АиФ-Прикамье».

Лукашенко по-нашему - пахан

Александр Пелевин, «АиФ-Прикамье»: – Андрей, как только задержали Владислава Баумгертнера, почти все единодушно окрестили его политическим заложником. А как на эту ситуацию смотрят в Белоруссии?

Андрей Лучников: – Мне кажется, никто ни у нас, ни в самой Белоруссии, ни во всём мире не сомневается, что Александр Лукашенко - главное заинтересованное лицо в этом аресте. Задержание Баумгертнера - пример политического рэкета в надежде решить экономические проблемы страны.

Кстати, прозвище «батька» означает вовсе не заботливого главу семейства. Так в Белоруссии и Украине издавна называли главарей бандитских шаек. Синоним в русском языке - «пахан». Бандитская манера ведения дел, презрение к нормам любого, в том числе белорусского закона, самодурство - фирменный стиль батьки. Поиск врагов - единственный приём политики Лукашенко, с помощью которого он пришёл к власти 15 лет назад. И ничего нового с тех пор он не придумал. Это моё оценочное суждение как журналиста.

Калийный кризис стал последней лакмусовой бумажкой: инвесторы окончательно осознали, что Белоруссия - слишком опасный партнёр.

За красивым фасадом

- Среди многих наших граждан бытует мнение, что Белоруссия - это чуть ли не рай, этакий островок социализма в его лучшем виде. И, мол, батька искренне ратует за интересы своего народа… 

- Очень сильно ошибаются те, кто оправдывает лукашенковские методы тем, что он действует на благо своего народа. Ледовые дворцы, ровные дороги, аккуратные фасады, чистые улицы, бесплатная медицина - то белорусское, чему российский обыватель, как правило, завидует.

Напрасно. Это всего лишь фасад. Даже не будем вспоминать, что это банкет за чужой счёт (одна Россия ежегодно субсидирует режим Лукашенко на 8 млрд долл.). Есть много «но». Дороги - платные. За бесплатную медицину, если хочешь вылечиться, нужно платить. В ледовые дворцы, по рассказам самих белорусов, в добровольно-принудительном порядке привозят школьников и студентов. Более 20% жителей имеют образование менее 4 классов (в России - 5,6%). Селяне жалуются на протекающие крыши и дороги, которые превращаются в грязное месиво после дождя. Сами отремонтировать не имеют права, т. к. это государственная собственность. Да и не на что им, тем более что стройматериалов всё равно купить не у кого или дорого.

Цены такие же, как в России (или в основном как в Москве), и даже выше. А доходы намного ниже, чем в нашей стране. Зарплата, эквивалентная 500 долларам, кажется белорусам очень большой. На госпредприятиях до сих пор выдают «картофельные» - деньги на закупку картошки к зиме. Единовременная выплата по выходу на пенсию называется «гробовыми» - дожить остаётся немного.

Улицы вечерами безлюдны, потому что белорусам не на что развлекаться. Машин немного. В том же Минске их меньше, чем в Березниках.

- Помимо столицы вы побывали ещё в нескольких городах, в том числе и Солигорске, где располагается «Беларуськалий». Ну и как впечатления?

- Солигорск может считаться витриной батькиного «социализма», образцовый, можно сказать, город. Здесь лучшие в республике дороги, те же аккуратные фасады и самые большие в стране средние зарплаты. Помпезный небоскрёб «Беларуськалия» напротив скромненького здания райисполкома - сразу видно, кто в доме хозяин. Ласковый климат. Две невзрачные гостиницы. Непритязательные и малолюдные, даже по пермским меркам, кафе. Ни одного филиала вузов. Игровые клубы. Одна информационная - государственная - газета на весь район, один телеканал с унылым содержанием.

В Белоруссии сохраняются худшие традиции совка. Там боятся начальства, которое может уволить, и боятся подчинённых, которые могут подсидеть. Боятся рассказать анекдот про батьку, потому что можно загреметь на 15 суток, и это уже не анекдот. Боятся соседей, которые могут написать донос (за доносы там платят).

С той стороны границы Россия кажется оплотом анархического раздолья и вольномыслия. Когда я попытался сфотографировать здание Солигорского райисполкома (!), тут же появился милиционер с запрещающим пистолетом.

Зима катит в глаза

- Эксперты, которые следят за калийной войной, утверждают, что она больно ударила именно по белорусскому партнёру. Это так?

 - Да. Как известно, большую часть продаж на мировом рынке российского и белорусского KCl осуществляли российские сотрудники Белорусской калийной компании (БКК). Там специалисты - вплоть до генерального директора - не считали нужным даже учить иностранные языки. Поэтому когда российский партнёр отказался от сотрудничества с необязательными партнёрами, вместе с «Уралкалием» из БКК ушли и наши специалисты. И продажи произведённого в Солигорске калия рухнули.

Сейчас белорусское предприятие стоит. Его работники сидят дома «на двух третях», их жёны экономят и говорят, что могут продержаться ещё месяц-два. Ходят слухи об отмене «гробовых», люди лезут в заначки. Для моногорода калийный кризис пахнёт социальной катастрофой. Впрочем, и для всей страны тоже. Если калийный гигант был хотя бы рентабельным производством, то вся остальная белорусская экономика - убыточная и дотационная, неэффективность управления чудовищна.

Этот кризис поставил под угрозу существование режима Лукашенко. Калий - единственный конкурентоспособный товар Белоруссии, ничего другого республика предложить не может. Ни миру, ни даже самой себе. Разве что продукцию сельского хозяйства, да и то в местных государственных (!) магазинах вместо белорусской бульбы всё чаще можно встретить картошку из Египта или Турции.

Калий был фактически единственным (не считая иностранных - прежде всего, российских кредитов) источником твёрдой валюты, обеспечивал более четверти доходов всего белорусского бюджета. Наряду с милицией и спецслужбами это была опора батькиного режима.

- Как думаете, долго ещё сидеть Владиславу Баумгертнеру в заложниках?

- Вряд ли. По моему мнению, батька, захватив в заложники российского топ-менеджера, рассчитывал на быстренький и невинный (с его точки зрения) рэкет: получить выкуп в 100 млн долл. на текущие расходы. Ведь надо платить «картофельные», отдавать кредиты, рассчитываться за топливо (поставляемое из России), продолжать разрекламированную подготовку к чемпионату мира по хоккею, содержать милицию… Вот только рэкет не прокатил. Интерпол попытку объявить Сулеймана КЕРИМОВА в международный розыск не принял, российские чиновники и бизнесмены неспешно стали возводить вокруг Белоруссии барьеры, а собственная экономика всё дальше падает.

Блицкриг провалился. А зима катит в глаза. Владимир ПУТИН веско молчал и молчит. Я думаю, что сейчас только решение российского президента может вытащить Лукашенко из ловушки, в которую он сам себя загнал. Но Путин никакого решения не принимает. Потому что чем дольше Лукашенко будет сидеть на этом крючке, чем ближе подойдёт зима, тем больший выкуп он за самого себя будет готов добровольно заплатить. Уверен, освобождение Баумгертнера будет лишь первым взносом в этом выкупе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах