Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 9 минут
438

Переходим на цикорий? Экономист Буторина рассказала о будущих ценах на кофе

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. АиФ-Прикамье 03/12/2025
В этом году напиток уже дорожал не раз
В этом году напиток уже дорожал не раз freepik.com

В этом году цены на многие товары поднимались стремительно. Это жители региона отмечали в первую очередь по ценникам в магазинах. Исключением не был и кофе навынос, ставший таким популярным в Перми в последнее время. Очередное повышение цен произошло в октябре. Было ли оно последним в 2025 г. — большой вопрос. Что происходит с ценами на кофе и на сколько он может подорожать в ближайшее время?

Бонусы не спасают

Цены на кофе повышались в 2025 г. неоднократно, причём не на рубль или два, а сразу на двадцать, заставляя пермяков с недоумением смотреть в выданные после покупки чеки.

«Я помню времена, когда стаканчик капучино стоил всего лишь 130 руб. После того как стоимость подняли до 150 руб., я переориентировалась на кофейни, где есть программа лояльности. Начислявшиеся за каждую покупку бонусы немного сглаживали увеличение цен. Но их насчитывали всё меньше. А в начале октября стоимость кофе вновь прыгнула вверх. Теперь маленький стакан капучино стоит практически везде 170 руб. Соразмерно подорожали и другие напитки», — рассказывает пермский кофеман Марина В.

Маленький стакан капучино подорожал в октябре сразу на 20 рубюлей.
Маленький стакан капучино подорожал в октябре сразу на 20 рубюлей. Фото: ru.freepik.com/ freepik

При этом не факт, что в этом году цены не поднимутся вновь.

«Недавно, покупая кофе, разговорился с бариста. По его словам, уже в декабре из-за грядущего повышения НДС (налог на добавленную стоимость) цены могут подняться на 100 руб. сразу! Получается, что кофе, который я беру, будет стоить больше 300 руб.! Основная масса покупателей не сможет покупать любимый напиток каждый день. Что делать? Переходить на цикорий? Бариста посоветовал купить турку и научиться варить кофе самому, чтобы экономить в будущем», — рассказал Михаил Д.

Некоторые экономисты говорят, что успокоить пермяков им нечем. Прогнозы — неутешительные. Кофе уже в скором времени может стать элитным напитком, который по карману только небольшой группе потребителей с высокими доходами.

Кофейни вынуждены повышать цены. Объясняется это тем, что растут затраты на сырьё. За год они поднялись на 20 %.

«Эксперты считают, что повышение цен в этом случае — достаточно объективный процесс. Он наблюдался в течение всего 2025 г. Кофейни вынуждены повышать цены. Объясняется это тем, что растут затраты на сырьё. За год они поднялись на 20 %. В то же время увеличивались траты на логистику, стоимость рабочего времени сотрудников кофеен, аренды помещений и пр.», — рассказывает доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ Оксана Буторина.

Также на мировые цены влияют геополитическая напряжённость и неблагоприятная погода. К примеру, в прошлом году из-за засухи и ливней был неурожай в Бразилии и Вьетнаме, откуда в Россию завозится практически весь кофе.

«Переключиться на других поставщиков почти невозможно. Многие компании отказываются работать с нашей страной из-за санкций. Нет банков, с помощью которых можно осуществлять прямые переводы средств. Число заграничных кредитных учреждений, готовых продолжить работу с Россией, постоянно снижается, — отмечает специалист. — Большинство поставщиков вынуждены переходить на агентские отношения, которые предполагают большую комиссию — 3-4 % от суммы. Когда мы говорим о смене поставщика, то должны понимать, что все пути доставки в Россию кофе — морские. Опять же из-за санкций многие транспортные компании перестали взаимодействовать с РФ».

Большинство поставщиков вынуждены переходить на агентские отношения, которые предполагают большую комиссию — 3-4 % от суммы.

Ещё стоит учесть, что на Африканском континенте, где также выращивают кофе, сейчас нестабильная политическая обстановка, что тоже влияет на ситуацию.

А как насчёт повышения НДС с 20 до 22 % с 1 января 2026 г.? Как это изменит ситуацию?

«Этот налог так или иначе затрагивает каждый этап производства и реализации продукта. А теперь представьте, что в связи с повышением НДС расценки поднимут производители, затем те, кто обжаривает кофе, фасовщики и т. д. Чем больше посредников в производстве, тем больше мы будем платить из-за увеличения НДС как потребители конечного продукта», — отмечает Оксана Буторина.

Не исключено, что кофейни повысят стоимость напитков заранее — как раз в декабре, чтобы не разориться в начале следующего года.

«Специфика политики большинства предприятий такова, что цены на продукцию повышают на опережение, чтобы снивелировать шок, который могут вызвать такие изменения, как рост НДС, — рассказывает Оксана Буторина. — На стоимость продукта также влияют колебания курса доллара. Когда он повышается, мировые цены на экспортируемые товары взлетают. Если в начале года обжаренный кофе российские компании на внутреннем рынке продавали по 1000 руб. за кг, то к концу 2025 г. сумму планируют увеличить до 1350 руб.».

Что делать кофеманам? Многие могут начать варить кофе самостоятельно.
Что делать кофеманам? Многие могут начать варить кофе самостоятельно. Фото: freepik.com/ кофе,

Стоимость зёрен может вырасти и следующей весной. Такой прогноз связан с наметившейся тенденцией этого года: повышением цен каждые три месяца, удлинением периода транспортировки (морской путь доставки в Россию составляет больше 30 дней), а также плановым увеличением прайса крупными биржевыми игроками на рынке кофе.

Больше молока, меньше объёма

Конечно, владельцы кофеен понимают, что чрезмерное повышение цен отпугнёт большинство их клиентов или как минимум снизит частоту потребления пермяками напитка: тот, кто раньше мог порадовать себя двумя-тремя стаканчиками в день, перейдёт на один. Что может предпринять бизнес в такой ситуации?

«Чтобы посетители продолжали приходить, некоторые владельцы кофеен делают очень интересные вещи. Это связано прежде всего с продажей попутных товаров: сладостей, сэндвичей и т. д. Ассортимент будет увеличиваться для привлечения покупателей. Для тех, кому не по карману кофе, в меню напитков будут вводить дополнительные позиции. Это, например, новые разновидности чая, коктейлей, лимонадов. Также предприниматели могут снизить содержание кофе в некоторых напитках, увеличив взамен количество молока. Не каждый покупатель заметит разницу, поскольку не знает рецептуру», — рассказывает Оксана Буторина.

Не исключено, что взамен капучино или, к примеру, латте, появятся напитки с меньшим содержанием кофе и новыми названиями. Обычный маркетинговый ход — представить такой продукт как ультрамодный. Расходы будут снижаться, а продажи — расти.

Кто под ударом

По мнению эксперта, повышение цен сильнее всего ударит по премиум-сегменту покупателей. Они, как правило, выбирают самые дорогие позиции меню: напитки со множеством добавок и затейливым способом приготовления.

«Это люди с очень высокими доходами, которые имеют кофейную зависимость и стараются следовать модным трендам. Те же, кто находится в среднем ценовом сегменте, пострадают в меньшей степени», — считает эксперт.

Кофе в Россию завозят из Бразилии, Вьетнама, а также с Африканского континента.
Кофе в Россию завозят из Бразилии, Вьетнама, а также с Африканского континента. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Могут ли цены вернуться к прежним значениям, если, к примеру, вдруг произойдут позитивные изменения на внешнеполитической сцене или в очередном сезоне кофе уродится очень много? По словам специалиста, этого не произойдёт.

«У нас экономика такая, что после повышения цены не падают. Они могут незначительно снижаться за счёт каких-то временных акций, бонусных программ и т. д.», — отмечает Оксана Буторина.

Что делать пермякам, которые не представляют своей жизни без кофе? Специалист рекомендует попробовать найти другой способ получать свою порцию эндорфинов и, к примеру, переключиться на горячий шоколад или какао. Другая альтернатива — начать варить кофе дома, что позволит значительно сэкономить в перспективе.

Не все кофейни смогут выжить в свете происходящего.
Не все кофейни смогут выжить в свете происходящего. Фото: ru.freepik.com

Цены довели до закрытия

Продукты дорожают нелинейно, отмечает старший преподаватель кафедры экономики и финансов Пермского Политеха Юлия Стародумова. В первую очередь растут цены на те, которые очень зависимы от погодных условий.

«Всегда есть какие-то экстремумы, ситуации из ряда вон, которые вызывают повышение. И оно дальше по цепочке бьёт по всем отраслям. Тренд месяца — это кофе. Я смотрела статистику по малому и среднему предпринимательству: в центре Перми уже закрылось, как пишут некоторые сведущие аналитики, от 15 до 25 % кофеен, потому что цены на зёрна растут темпами, которые не может переварить потребитель. Высокие тарифы на ЖКУ, арендная плата, рост себестоимости продукта приводят к закрытию», — рассказывает эксперт.

Помимо кофе в последние два месяца сильно подорожали шоколад, кондитерские изделия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах